В современном мире особую популярность имеет кино, но в то же время не стоит забывать и о театре. Кроме того, что театр развивает человека культурно и духовно, он благотворительно влияет на эмоции человека. Считается, что поход в театр вызывает радость, положительные эмоции, помогает при депрессиях. И детей обязательно нужно приобщать к искусству и водить его в театр, дабы развить интерес к искусству. А давно ли вы посещали театр?

— С чего началась Ваша жизнь в театре?

Начнем с того, что я родился, вырос, учился в Якутске. Здесь же и высшее образование получил, что первое, что второе. Первое образование театральное – актер театра и кино, а второе уже по роду занятия, это управление и экономика. Театральное образование получил, когда в Якутске открыли филиал школы-студии, у них было всего два набора, я из первого. Так получилось, что с театром у меня давние взаимоотношения, они сложились ввиду того, что в мое детство в Якутске особых развлечений не было, самым глобальным были детские спектакли, которые ставил Русский театр, ну и цирки приезжие. Мама приучила меня к походам в театр. Я также посещал театральную студию «Скворечник», которая базировалась при Доме культуры, ныне ДК им. А.Е. Кулаковского. В год окончания школы, а именно в 1992, при Русском театре открылся филиал школы-студии. Выбор был очевиден. Мы учились и в Якутске, и в Москве также у нас были всевозможные повышения квалификации и стажировки. Почему квалификации? — потому что я еще преподавательской деятельностью занимался в направлении сценических движений. Сразу же, как поступил, я начал работать в театре, как и по сей день. Как говорится, где родился, там и пригодился. Директором работаю уже седьмой сезон, получается с 2008 года.

407A9235

— В чем заключается Ваша работа как директора?

Да, тут много всего… Просто понимаете, в чем дело, с недавних пор была небольшая реформа, по части руководителей театрально-зрелищных учреждений республики. В ее результате директора театров стали еще и художественными руководителями. Раньше было так, что директор занимается финансами, а художественный руководитель непосредственно тем, что происходит на сцене, а теперь это все выполняет один человек. И хорошо, когда этот человек из данной отрасли, потому что нужно понимать всю специфику работы цехов и администрации, то есть это работа со зрителем, организационные моменты и так далее. Конечно же, в первую очередь, это насущные проблемы и трудности актерской жизни, ну и когда это все собирается, получается то, что сейчас происходит. В течение шести лет театр выезжает на фестивали, гастроли, мы взаимодействуем с театрами центральной России. Потихонечку у нас какие-то продвижения есть. Направлений очень много, все сразу не расскажешь, пока все вроде бы удается. Есть свои трудности, есть свои проблемы, которые  приходится решать годами.

в нашем театре стало светло и тепло, я бы даже сказал где-то солнечно, где-то по-домашнему.

— Какие сложности возникают в работе с театром?

Ой, да очень много сложностей. Во-первых, нам нужно было бы пополнить труппу возрастными актерами. Во-вторых существуют трудности с заработной платой, проблема в отсутствии именно достойной заработной платы, но так как есть вопрос контрактной основы, этот вопрос еще хоть как-то решаемый. Другой вопрос – жилищный, в том смысле, что жилищной базы служебной у театра нет, это большой минус, потому что мы не имеем сейчас возможности приглашать актеров для работы на целые сезоны и тем более на постоянную основу. Вот это самое главные трудности. Также есть проблемы с подготовкой кадров. Сейчас у нас очень много планов, в частности хотим открыть театральную студию, конкретно это дополнительное театральное образование для 9-11 классов. Для чего это делается? К нам часто обращаются родители, которые хотели бы, чтобы их ребенок мог хорошо изъясняться, свободно вести себя на сцене. И, конечно же, мы сможем отсеивать и находить талантливых людей, которые могли  бы в дальнейшем пополнять труппу театра.

— Насколько сильно изменился театр за последние годы?     

За эти годы сделано многое. Возможно, вопрос несколько некорректен по отношению ко мне, потому что не хочется себя восхвалять. Но я считаю, что в нашем театре стало светло и тепло, я бы даже сказал где-то солнечно, где-то по-домашнему. Эта атмосфера, конечно, многим нравится сейчас, нежели то, что было раньше, здание было не в самом лучшем состоянии. У нас изменился репертуар театра, то есть у нас есть что посмотреть и на кого посмотреть. Самое главное мы начали работать с режиссерами, которые могут делать хороший материал, которые котируются в театральной жизни, как в России, так и за рубежом что, в принципе, было доказано выездами на фестивали, в том числе и международные.

У нас почему-то всегда в культуре нуждаются тогда, когда нужно представить республику.

— Актерский состав часто обновляется?

Да, мы пополняем периодически состав особо талантливыми выпускниками АГИИК. Но сейчас, скорее всего, будем уже работать с другими театральными институтами, потому что есть такие моменты, что не хватает нам типажных артистов. Подбираем артистов по типажу, внешним признакам, таким как рост, вес, глаза, лицо, голос и так далее. Также повторюсь, что у нас проблема с возрастными актерами. Большинство возрастных актеров были у нас выходцами из центральной России, то есть в свое время, по окончанию институтов приезжали работать сюда по направлению, но со временем по каким-то личным причинам разъезжаются. Это нормальное явление, и в принципе, в любом театре должна обновляться кровь, чтобы не было застоя, чтобы было какое-то движение.

— Многие актеры Вашего театра тоже покинули Якутск. Почему так происходит?

Просто люди ищут каких-то новых возможностей. Кто-то хочет сниматься в кино, кто-то хочет работать на телевидении, на радио. Все, кто от нас уехал, теперь работают в достаточно интересных местах. Например, Сергей Вострецов сейчас работает на радиостанции, занимает озвучкой во многих популярных телевизионных проектах, также Евгений Стрельцов уехал, он сейчас работает на канале «Россия», тоже озвучивает, пробует в различных сериалах сниматься. Если взять Николая Гринько, который учился со мной, он тоже сейчас работает на канале «Россия 24», на станции «Вести FM» и так далее. Северная земля рождает действительно талантливых людей и в большинстве случаев многие талантливые люди из глубинки. Ну и вы же понимаете, что те зарплаты, которые у нас, и те, которые в Москве, просто несопоставимы. Я, допустим, не могу заплатить 100-150 тысяч, потому что у меня их просто нет, мы не зарабатываем столько. Хорошо, конечно, есть меценаты определенные, которые оказывают какую-то помощь. Но, к сожалению, про культуру у нас всегда забывают, о ней вспоминают в самый последний момент и не по части помощи. У нас почему-то всегда в культуре нуждаются тогда, когда нужно представить республику.

407A9241

— Ну, хоть какая-то помощь от республики есть?

Конечно, есть. Нам периодически помогают, нас видят, не забывают. Но я говорю о культуре в целом, то, что очень много проблем, которые нужно решать. Глава республики нам сильно помог. Мы сделали капитальный ремонт, на республиканские деньги мы смогли отреставрировать театр, сделать его достойным. Но, сейчас смена правительства, министров, ведет к тому, что идет замедление некоторых вопросов, в том числе и финансирования.

Актерское ремесло заключается в том, что на сцене ты должен несмотря ни на что делать все качественно. Потому что человек, пришедший на спектакль, должен получить от него удовольствие.

— Сейчас много артистов в штате?

Порядка 30 человек, но это только артисты, кроме этого у нас есть обслуживающий и вспомогательный персонал, административно-руководящий и так далее. В общей сложности у нас около 120 человек. Каждый из наших артистов хорош по-своему, все талантливы. Я считаю, что театру повезло, что у нас сейчас есть очень молодая, но в то же время такая талантливая, достойная труппа. Сейчас у нас нет главного режиссера. В этом тоже много нюансов, чтобы хорошего режиссера привезти, нужно много условий, и это пока нам не по силам. Зато у нас есть возможность приглашать, привозить режиссеров на разовые постановки. Так как у нас молодая труппа, для них это некое обучение, они постоянно чему-то учатся, прорабатывают разные жанры, стили, разные форматы работы. И каждая работа хороша по-своему, у каждого режиссера свой почерк, соответственно, это разный материал.

— Какая атмосфера держится в коллективе?

Рабочая и домашняя. Конечно, не один театр не обходится без конфликтов и интриг, но мы как-то стараемся все это решать. Если проблемы есть, вопросы есть, то, конечно же, все решается. Все зависит от руководителя, от того, как поставить работу, от того, как относиться к своим работникам, коллегам. Я считаю, что на сегодняшний день у нас все хорошо складывается и надеюсь, что в будущем будет только лучше.

— Как часто обновляется репертуар, и кто этим занимается?

Вообще это прерогатива художественного руководителя, директора, но у нас сейчас появился художественный совет, и мы как раз обсуждаем подобные вопросы, вносим предложения. Коллектив у нас сейчас принимает полноценное участие в художественно-постановочной части. То есть мы выбираем названия пьес, выбираем возможность работы с тем или иным режиссером, в принципе, это работа всего коллектива. Я могу только, где-то договориться, на что-то направить. На любой постановке нужно как максимум заработать и не в течение одного сезона, а двух или трех. Что у нас сейчас и происходит, есть спектакли, которые идут уже 11-12 лет, где-то уже актеры поменялись в ролях, но спектакли идут и радуют зрителей. Обновление репертуара идет постоянно. У нас порядка шести спектаклей в год, из них, точно могу сказать, два детских. Сейчас идут постановки, премьеры которых состоятся в конце декабря, начале января.

407A9253

— Какие бывают выезды?

У нас бывают выезды по республике. Что касается выездов за пределы республики, то у нас очень хорошие друзья на Украине, но сейчас в связи с событиями все находится на тормозах. Но Ялта, Одесса проводят международные фестивали, которые мы посещали и стали лауреатами. Сейчас мы очень плотно работаем с новосибирским «Транзитом», так же взаимодействуем там с «Красным факелом», в мае состоятся туда гастроли.

Могу сказать однозначно, что наши актеры не уступают другим не в профессиональных качествах, не в личностных, не в нравственных. 

— Вы много выезжали, многое видели. А как оцените подготовку ваших артистов, театра?

Как показывали выезды, у нас очень высокий уровень. Это отмечалось и поездками коллектива на фестиваль, в частности в Болгарию, Молдавию, по России, на Украину. Могу сказать однозначно, что наши актеры не уступают другим не в профессиональных качествах, не в личностных, не в нравственных. Даже скажу, что в большинстве столичных театров на спектакле и 10 минут не просидишь, потому что, к сожалению, там очень низкое качество. Понятно, что у актеров большая загруженность, и именно из-за этого страдает качество спектаклей. Гоняясь за популярностью, многие артисты работают спустя рукава. Актерское ремесло заключается в том, что на сцене ты должен несмотря ни на что делать все качественно. Потому что человек, пришедший на спектакль, должен получить от него удовольствие.

Юлия Высоцкая
13 декабря 2014