Михаил Старостин

Художник. Заслуженный деятель искусств Республики Саха (Якутия)


 

Справка:

Михаил Гаврильевич СТАРОСТИН родился в январе 1959 г. в пос. Хандыга Томпонского района. В 1977 г. окончил Якутское художественное училище у Ю.И.Вотякова, в 1990 г. — факультет промышленной графики Красноярского Государственного художественного института, где учился у С.С.Ливак, М.Ф.Гладунова, С.П.Куликовой. С 1999 по 2000 гг. работал старшим художественным редактором Национального книжного издательства «Бичик», с 2000 г. преподаватель Арктического Государственного института искусств и культуры. Член Союза художников России с 1991 г.
КРОЙЩИК. 2001. Холст, масло.

КРОЙЩИК. 2001. Холст, масло.

Михаил Гаврильевич – один из авторов Государственного флага Республики Саха (Якутия), (совместно с Слепцовой Л.Д. и Захаровой А.П.). Произведения Михаила Старостина находятся в собрании Национального художественного музея Республики Саха (Якутия), Кыргызского Национального музея изобразительных искусств им. Г.Айтиева, Московского дома национальностей, Новосибирского Государственного художественного музея, Сахалинского областного художественного музея, Томского областного художественного музея, Хэйлунцянской ассоциации по развитию и изучению российской живописи (г.Харбин, Китай), в частных коллекциях во многих странах мира (Англия, Германия, Франция, Канада, США, Китай, Япония и др.).

ПереборкаСетей

ПЕРЕБОРКА СЕТЕЙ. 2002-2005. Холст, масло.

Что значит быть художником в Якутии? Художник – это же профессия?

Художник – это, конечно, профессия, но взять человека “с улицы”, научить рисовать и сделать художником, невозможно. Нужны, наверное, задатки какие-то… У кого-то способности в рисунке, из него выйдет график или, если  пройдет хорошую живописную школу, может преуспеть и в живописи. Поскольку рисунок – это основа основ в изобразительном искусстве. У другого цветовое восприятие мира ярче выражена, из него выйдет живописец. А у третьего, композиционное мышление развито, он “картинщик”.

ПРЕДЧУВСТВИЕ ГЛОБАЛЬНОГО ПОТЕПЛЕНИЯ -3. 2006. Холст, масло.

ПРЕДЧУВСТВИЕ ГЛОБАЛЬНОГО ПОТЕПЛЕНИЯ -3. 2006. Холст, масло.

 

Иногда в современном искусстве, чтобы стать художником-концептуалистом нет необходимости получать художественное образование, но необходимо наличие вкуса и умения нестандартно видеть мир, оригинально мыслить… Вот почему, художники все разные. На одной творческой работе существовать довольно непросто. В мире только два-три процента, получивших профессию художника, могут прожить за счет  творчества, поэтому во всем мире художники работают в рекламе, преподают, оформляют книжки и то др. И у нас, в Якутии, все то же самое.

РЫБАК. 1996. Офорт.

РЫБАК. 1996. Офорт.

Помните, как начинал Гоген. Во-первых, он начал писать очень поздно, а во-вторых, жил он впроголодь. По Вашему, художник должен быть голодным?

Нет, совсем не обязательно быть голодным, голод не способствует творчеству. Просто исторически так сложилось, что не только Гоген, но и многие импрессионисты так начинали и жили, потому что они сделали огромный революционный скачок в развитии искусства, и долгое время оставались непонятыми и непринятыми обществом. Ведь, человеческое сознание меняется  медленно. Но они взвалили на себя этот крест и донесли его достойно. Иногда бывает, наоборот, общество созревает раньше и хочет перемен, так было в 90-тые годы прошедшего столетия у нас, в России, и поэтому в то время была очень благоприятная атмосфера для творчества.

Начинающие художники должны быть упертыми. Если ему есть, что сказать, он должен делать свое и должен быть готов к тому, что возможно, сначала его работы не будут принимать. Должна быть «энергия заблуждения», как говорил Толстой, должна быть уверенность в себе, вера в то, что  он делает важное и нужное.
Но есть и другая сторона. Человек может мнить себя талантом, а на самом деле, нет в нем этого дара. Вот как понять, есть в художнике что-то или нет?

Процесс становления художника в современном обществе очень непрост, занимает достаточно долгий отрезок времени. Сначала родители, увидев в ребенке способности к рисованию, определят его в художественную школу, где он получит начальные навыки и опыт, скажем, профессионального рисования. Потом, если уже сам захочет, пойдет в художественное училище, а по окончании, пройдя профессиональный конкурс, поступит в художественный ВУЗ. Это займет у него 13-15 лет жизни и за этот серьезный промежуток времени, и у него самого, и у окружающих  не раз возникнет возможность убедиться в том, есть у него этот дар или нет.

ОХОТНИК И ВОРОН. 2011. Холст, акрил, масло.

ОХОТНИК И ВОРОН. 2011. Холст, акрил, масло.

Но все равно, как понять, талантлив человек или нет?

Талант – это дар плюс труд. Это очевидно. Дар – потому что что-то тебе изначально легко дается. А труд – это «что-то» тебе должно нравиться делать. И плюс к этому, еще желательно свое видение мира.

Чаяния художника, его надежды, мысли должны совпасть с чаяниями и надеждами большего количества людей. И тогда будет диалог, тогда его творчество будет востребовано.
Тяжело сегодня начать карьеру художника?

С одной стороны – да, но опять же если у человека есть внутренняя уверенность в своих силах и ему есть, что сказать, то нет ничего невозможного. Рынок искусства уже начал складываться: есть коллекционеры, галереи, готовые поддержать молодых. У них есть чутье на таланты, да и в галереях работают профессиональные кураторы, критики. Почему они хотят это делать? Ведь коллекционеры и галеристы видят свою выгоду, у молодых искусство дешевле стоит. Они скупают, а со временем любое настоящее произведение искусства дорожает.

Кот Кузьма и женщина-рыба

Кот Кузьма и женщина-рыба

Во сколько лет Вы начали рисовать?

Как и все дети любил рисовать.  Хорошо помню то ощущение радости от посещения сельского магазина, где тебе покупают цветные карандаши, и тебя наполняет чувство нетерпения  и удовлетворения от мысли, что скоро придешь домой и начнешь рисовать. Или рисовать зимними тихими вечерами, когда родные уже легли спать.

То есть уже в детстве  Вы знали, что хотите стать художником?

Как-то раз весной, приехал старший брат из Якутска, я тогда заканчивал 8 класс. Я показал ему свои рисунки, и тогда он заявил, что я мог бы поступить в художественное училище. Мне тогда было 14 лет, а в 14 лет самостоятельные решения не принимаются. Он подтолкнул меня к этому, и родные поддержали. Поверили в меня.

СТАРЫЙ ГРАММОФОН. 2008. Холст, акрил, масло.

СТАРЫЙ ГРАММОФОН. 2008. Холст, акрил, масло.

О чем вы говорите своими картинами?

Я создал свою концепцию, своего героя – северного человека, основываясь на этнографических материалах, на материальной культуре северных народов. На севере живет много народов: коряки, эвены, эвенки, чукчи  и другие, у якутов несколько иная культура, так вот коренная северная культура меня просто поразила. Жизнь на севере сопряжена с выживанием. А от материальной культуры северян остается ощущение очень достойной, хотя и минималистической, без излишеств, жизни.

ПОЛУДЕННЫЙ СОН. Холст, масло.

ПОЛУДЕННЫЙ СОН. Холст, масло.

У северян  минимум орнаментов, минимум украшений, все чисто функциональное. На этой основе я создал своего героя, которого я ставлю в разные придуманные мной ситуации.  То он выращивает арбузы, то попадает в глобальное потепление. У меня есть работа «Эквилибрист», которую сделал просто с юмором. Человек понаставил каких-то камней и встал на них, чтобы жонглировать мячом.  Некоторые видят здесь философию, мол, мы все так живем, постоянно балансируя.

Дело художника нарисовать сюжет и дать название. А зритель, уже исходя из своего жизненного опыта, интерпретирует картины по-своему. Иногда он способен увидеть нечто большее, чем я вкладывал в свою работу. Хорошо, наверное, когда работы воспринимаются не как об отдельном северном человеке, а как о всем человечестве в целом.

ЭКВИЛИБРИСТ. 2009. Холст, акрил, масло.

ЭКВИЛИБРИСТ. 2009. Холст, акрил, масло.

Вы много путешествуете?

Последние несколько лет – да, хотя, я думаю, что художнику не обязательно много ездить. Более важен его внутренний мир: как он воспринимает этот мир, что и как он чувствует, что читает, что смотрит.

Эндрю Уайет, известный американский художник, всю жизнь прожил в своем родном штате Пенсильвания. И очень не любил выезжать за пределы своего маленького городка. Так вот он говорил, что человек меняется, когда посещает большой город. Он боялся потерять наивность, ту самую энергию заблуждения.

Тогда должно быть вдохновение.

Художник должен работать каждый день, независимо от того, есть вдохновение или нет. Я просто получаю удовольствие от работы и хотелось бы, чтобы это продолжалось…

Сейчас я преподаю в АГИИК – шрифт, офорт, прикладную графику, декоративную живопись… Обучая студентов, сам же учусь в то же время. Открываю для себя что-то новое каждый день.

P.S. Все работы можно увидеть на персональном сайте Михаила Гаврильевича.

15 августа 2014