27 марта международный День театра. В этот день «Умный город» решил рассказать о молодой актрисе театра Олонхо Галине Тихоновой.

Если вы не знаете, кто такая Галина Тихонова, значит, вы еще не видели ленту «Белый ягель», обладателя приза зрительских симпатий XXXVI Московского международного кинофестиваля и специального приза жюри «За пристальный взгляд на природу и человека Арктики» II Якутского международного кинофестиваля, где якутская актриса театра Олонхо сыграла главную женскую роль.

Галя, расскажи, пожалуйста, как ты пришла в театр? И почему решила стать актрисой?

Уже пять лет я играю в театре Олонхо. В 2010 году я закончила актерское отделение АГИИК. И ни разу не жалела о выбранной профессии. Я твердо уверена, что это мое, и не мыслю жизни без своей работы.

Я родилась в Мегино-Хангаласском улусе, училась в Морукской школе. В школе был театральный кружок под руководством Марфы Семеновны Скрябиной. Мы участвовали в разных конкурсах, и тогда я задумалась об актерской карьере в театре. Я полюбила сцену. Моя мама дала мне свободу выбора, сказала, что поддержит любое мое решение во время поступления в университет, поэтому выбор пал именно на актерское отделение.

407A8452

Тебе ближе драматические роли или комедийные?

Точно не могу сказать. Например, в студенчестве мне очень часто давали роли бабушек или какие-нибудь комичные роли. В дипломной работе «Мещане» Максима Горького играла Акулину Ивановну, в «Свадьбе» Чехова — Настасью Тимофеевну, в водевиле «Простушка и воспитанная» — Софи. Я очень люблю свои роли и себя в этих ролях. Поэтому любимой роли — нет.

Спектакль «Удаганки» в этом году номинирован на «Золотую маску». Расскажи о спектакле.

Мы начали репетировать спектакль со Степанидой Ильиничной с осени 2013 года параллельно со съемками фильма «Белый ягель». Спектакль о женщинах-шаманах — это моя первая большая работа в театре Олонхо. Я очень благодарна Степаниде Ильиничне за то, что она дала мне шанс доказать себе, что могу петь олонхо, за то, что помогла открыть что-то новое для себя. У Степаниды Ильиничны мы прошли очень большую школу, и уроки, которые она нам преподала, помогают нам в актерской работе.

Справка:

«Золотая маска» в истории якутского театрального искусства тесно связана с именем Степаниды Борисовой. Первая в истории якутского театрального искусства «Золотая маска» была присуждена спектаклю-олонхо «Кыыс Дэбилийэ», где главную роль исполнила Степанида Ильинична. В разные годы в программе фестиваля были представлены работы также с участием Степаниды Ильиничны: спектакль «Дом Бернарды Альбы» и моноспектакль «СтарухЫ». На этот раз на «Золотую маску» номинируется дебютная работа Степаниды Борисовой в качестве режиссера — спектакль «Удаганки», который поборется за награду в двух номинациях: «Драма. Спектакль малой формы» и «Драма. Работа режиссера».
Работу в театре можно назвать тяжелой?

Иногда нагрузки в театре большие, особенно перед премьерами можем репетировать с десяти утра до десяти вечера каждый день без остановки. После премьеры бывает отдых, репетиции не такие интенсивные, но именно в это время хочется еще больше работать. Мне нравятся репетиции, и во время перерывов появляется тоска по загруженным дням работы над спектаклем. У нас молодой и талантливый коллектив в театре, все стремятся выложиться по полной, горят и болеют тем, чем занимаются, поэтому я никогда не скажу, что работать в театре сложно.

Очень радует, что рождается новый, совсем другой театр. Я счастлива, что и я участвую в этом процессе развития театра Олонхо.

Работа актера — это еще и гастроли. Как театр Олонхо воспринимают в других странах?

Мы ездили во многие страны с гастролями, например, во Франции зрители увидели спектакли «Кыыс дэбилийэ» и «Элей Боотур», в Японии показывали «Удаганки» и «Кыыс дэбилийэ». Зрители в других странах, незнакомые с культурой саха, всегда очень тепло принимают наш театр и наши спектакли. Интересно, что японцы реагируют на спектакль точно так же, как якуты. Они смеются в тех же местах спектакля, что и якуты, некоторые плакали, когда смотрели спектакль «Удаганки». Это невероятно, непередаваемые эмоции и чувства. Во время выступлений за рубежом меня всегда переполняет гордость за то, что я саха, переполняет гордость за свой народ и нашу культуру. Во время игры всегда бегают мурашки по коже.

Я рада, что родилась в Якутии, и даже на гастролях, когда уезжаю ненадолго, скучаю по дому.

«Белый ягель»: работа на Мосфильме запомнится мне навсегда.

Галя, ты же не только актриса театра, но и теперь уже и актриса кино. Фильм «Белый ягель» участвовал в Московском и Якутском международных фестивалях. Во время его просмотра невозможно не сопереживать твоей героине. А как ты попала на пробы?

В августе 2013 года проходил кастинг на роли в фильме «Белый ягель», нас, как и актеров из Бурятии, Калмыкии и Алтая, пригласили принять участие в них. Осматривал всех сам режиссер — Владимир Иванович (Тумаев). Сначала я хотела пробоваться на роль городской девушки, дочери Ефима Николаевича (Степанова). Но прочитав сценарий поняла, что все-таки мне ближе роль Саване. Меня утвердили на роль. Кстати, коренные ненцы говорили, что я очень похожа на ненку.

Надо отдать должное актерам фильма — они собраны, судя по всему, из разных городов и театров, но в руках режиссера они тонки, точны и умеют движением брови передать бушующие в груди чувства. (Российская газета)
Что было самым интересным и необычным во время съемок?

Я удивилась, что ненцы живут точно так, как показано в кино. Ненцы — очень мудрый народ, они сохранили свою культуру, но в то же время они не отстают от современности. Они гармоничны по своей сути, они сильны не только физически, но и духом. В Салехарде было хорошо, я никогда до этого не была в тундре.

На съемках я познакомилась с совсем маленькой ненецкой девочкой Иришей, которая вообще не говорила по-русски. Она и ее мама учили нас, как нужно вести хозяйство в чуме. Ей всего четыре года, но она уже умеет плести из бисера, их учат этому с малых лет. Дети сопровождают родителей, даже когда те идут забивать оленя. Даже если ребенку два года, он многое умеет: носит снег, чтобы дома мама подогрела чай, носит дрова, чтобы затопить печь. Такие смешные и не по годам взрослые. Своей маленькой подружке-Ирише я подарила сережки, она так радовалась, но я так и не поняла, что она лепетала мне в ответ.

407A8434

Художественным руководителем фильма был Владимир Меньшов, режиссером — Владимир Тумаев. Скажи, что значит, сняться в кино, которое увидят не только в Якутии?

Владимир Иванович активно помогал во время съемок, я очень многое для себя почерпнула из работы над фильмом. Я показывала ему каждую сцену, советовалась, один дубль мы играли по нескольку раз, и каждый раз по-разному, чтобы понять, что же будет смотреться наилучшим образом в итоге. Съемки проходили в марте и в декабре 2013 года — всего два или три месяца. Потом ездили на озвучку в Москву.

Очень большую роль в игре молодых актеров сыграл наш учитель — Ефим Николаевич (Степанов), другие актеры тоже нам помогали. Многие из нас ни разу не снимались в кино, для нас это было в новинку, мы смотрели, обо всем спрашивали.

В Салехарде учились гонять оленей, которых до этого я ни разу в жизни не видела. Очень сложный ненецкий язык, тем более, нам нужно было передать эмоции, правильно передать чувства. Но у меня было мало текста.

Я как раз хотела об этом сказать. Твоя роль в картине была и правда немногословной. Тебе важно было показать все взглядом, жестом. Одна из самых сильных сцен с твоим участием, на мой взгляд, это та, где ты стоишь на морозе в легкой домашней одежде и ждешь своего мужа. Проходит время, ты вся покрылась инеем, а все равно продолжаешь ждать. Расскажи, как вы снимали эту сцену.

Эту сцену мы снимали в марте. Было не так холодно, как в январе, но я действительно стояла целый день на морозе. Кадр нужно было отснять, и для этого потребовался целый день. Меня всю трясло от холода, но работа есть работа. Иногда забегала на пять минут погреться, но не больше.

Сомнительное удовольствие взирать на быт оленеводов было полностью компенсировано яркой драматургической историей, следить за нюансами которой нескончаемо интересно. Вплоть до феерического финала — Кустурица о таком мог бы только мечтать.(zavtra.ru)
В картине есть несколько откровенных сцен, скажи, тебе сложно они давались?

Эти сцены снимались в павильоне Мосфильма. В чуме никого не было, только актеры и режиссер. У меня сразу спросили, смогу ли я сыграть такую сцену, готова ли я морально. Конечно, мне было неловко, но это же работа.

Эта сцена добавила еще большой реалистичности, показала, как в действительности живут ненцы, как моются, как спят молодожены и их родители в одном чуме. Во время съемок многие элементы быта не были показаны из-за недостатка пространства. Снимали в настоящем чуме, и вся съемочная группа не помещалась, поэтому, например, не использовали тканевую занавеску, которая разделяет сторону родителей и молодоженов на ночь.

407A8444

Картина взяла приз зрительских симпатий в Москве. Ты была во время показа ленты на фестивале, как московская публика реагировала? И отличается ли их реакция от реакции якутского зрителя?

Картину очень тепло приняли, не только в Якутии, но и в Москве, но в то же время восприняли по-разному. Если якутский зритель болеет за своих актеров, нам все интересно, что связано с большим кино и якутами в нем, то в Москве — это было интересно зрителям с точки зрения необычности. Москвичи забыли, что такое природа, просторы, немногие видели тундру и Крайний Север. В то же время якуты близки с природой, поэтому картина, можно сказать, произвела еще более яркое впечатление в Якутии.

Хочется еще сняться в кино?

Да, но еще не знаю в каком. Мне бы хотелось посмотреть не только на процесс создания кино, но и на театр с другой стороны, например, со стороны режиссера-постановщика. Для меня важно выразить себя, и это необязательно должно приносить деньги, это должно открывать новые горизонты в творчестве.

28 марта 2015