Станислав Афанасенко — художественный руководитель-директор ансамбля «Виртуозы Якутии», заслуженный деятель искусств Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), профессор, рассказал «Умному городу» о худшей стороне музыкальной деятельности и о мечте построить в Якутске Дом Музыки.
1

— Вы активно гастролируете, побывали в 23 странах. Где публика принимает теплее? Отличается ли наша публика от той, что в других странах?

Публика во всех странах разная, как и национальный менталитет и темперамент. Но та энергетика и неподдельный артистизм, та аура, которую несут в зал артисты-виртуозы из Якутии, заставляют зрителей в зале проявлять те положительные качества, которые объединяют всех людей на земле.

 — Музыканту важно раскрыть себя на сцене. Получается ли это у вашего ансамбля? Как Вы помогаете своим музыкантам раскрыться?

«Раскрывать» музыкантов мы, вместе с художественным руководителем ансамбля, заслуженным деятелем РФ, заслуженной артисткой РС(Я), профессором Ларисой Иннокентьевной Габышевой, начинаем с 1 класса в Высшей школе музыки. Это довольно длительный процесс. Только пропустив музыкальный образ через свою душу и  сердце, можно получить от зрителей ответную реакцию. А когда залы стоя, в течение продолжительного времени, благодарят аплодисментами молодых артистов, то вывод один – получается.

— Где-то упоминалось, что Вы хотели установить рекорд в книге Гиннеса в непрерывном исполнении музыкальных произведений коллективом наизусть. Получилось ли вам это сделать?

Чтобы сделать это, необходимо участие вышестоящих инстанций, заинтересованных в этом. Будем надеяться, этот интерес появится.

— Вы уже выпустили несколько своих альбомов — планируете ли выпустить еще?

Мы записали и выпустили шесть альбомов. И после этого репертуар ансамбля пополнился еще 46 музыкальными композициями. А это – два диска. Будем работать.

— Раскрытие таланта — непростая задача. Как его распознать, развить и направить в нужное русло?

Исполнительство на скрипке – самый сложный вид человеческой деятельности. Это установили японские ученые. Чтобы постичь скрипку (именно постичь, как постигают бога, постигают душу) нужен талант, помноженный на трудолюбие, граничащее с фанатизмом. У скрипачей есть поговорка «Надо быть или отличным скрипачом, или никаким». Смысл этого выражения в том, что, если постоянно не отрабатывать устойчивую интонацию (фиксированного строя на скрипке нет), игра становится фальшивой, и качество звука теряется, а это не приятно ни исполнителю, ни зрителю. Поэтому ежедневные многочасовые занятия – залог мастерства и профессионализма. К чему мы и приучаем своих воспитанников.

 — Дружны ли виртуозы между собой? Бывают ли разногласия внутри коллектива? И как поддерживается общий дух и коллективизм?

Особенность нашего коллектива в том, что ансамбль — единственный в России и мире профессиональный коллектив, состоящий из студентов и учащихся музыкальной школы. Ранняя профессиональная ориентация и методика преподавания способствует тому, что, ещё не достигнув совершеннолетия, молодые скрипачи достигают профессионального исполнения. А поскольку процесс обновления коллектива идет постоянно, то более старшие участники ансамбля заботливо помогают молодым осваивать особенности и нюансы коллективной игры, отличающие наш ансамбль от всех остальных.

— Вы существуете уже 20 лет. Видоизменяется ли та музыка, которую вы играете? Стиль ее подачи? Репертуар? Когда составляется концертная программа, вы ориентируетесь на публику или на свои ощущения?

Скрипка и фортепиано — классические музыкальные инструменты, существующие не одно столетие. И хотя форма подачи у ансамбля традиционная, содержание в полной мере отвечает духу времени. В репертуаре Виртуозов, помимо классической музыки, музыкальные композиции в стиле crossover и джаз, современная музыка и песенные обработки, фантазии и попурри на темы опер, балетов, мюзиклов и музыка из кинофильмов. Мы специально составляем концертные программы так, чтобы они были интересны зрителям всех возрастов и с разным уровнем восприятия.

— Как вы организуете концертную деятельность?

Главное в этом первостепенном деле – не почивать на лаврах. Движение и еще раз движение вперед. Иначе все быстро превратится в рутину. Строить грандиозные планы – это для нас. А далее поиск всевозможных путей для их достижения. 23 страны – это здорово, но почему не 50 или 70. Да и Якутия очень большая, и везде хочется побывать с гастролями. Вы представляете, мы ни разу не были в Нерюнгри. Но в планах есть.

— Есть успех и овации зрителей, признание и награды, а есть ли худшая сторона музыкальной деятельности?

Пока в мире «балом правят» деньги, люди никогда не остановятся в конкурентной борьбе во всех сферах человеческой деятельности. К сожалению, это не обошло и музыкальное искусство. Но это внешняя оболочка. Сама же музыка – это дар свыше. Она действует на человека на подсознательном, генном уровне, облагораживает и одухотворяет, обеспечивает общий язык в общении народов. И если молодой человек связал свою жизнь с музыкой, его надо всячески поддерживать и поощрять, так как у него большая миссия – нести людям добро.

7

— Где эта грань между искусственным и настоящим? Как не переиграть?

Все музыканты, окончившие консерватории, являются детьми и внуками самой совершенной системы музыкального образования, рожденной ещё в СССР. А это уже залог и гарантия «настоящего», а не «искусственного» в музыке, позволяет различать подлинно талантливое новаторское произведение от «халтуры» в современной музыке.

— Есть ли у Виртуозов грандиозная мечта?

Выступить в лучших концертных залах мира: Карнеги-холл в Нью-Йорке и Альберт-холл в Лондоне. И, к сожалению, малоосуществимая мечта построить в Якутске Дом музыки, и чтобы в этом храме воспитывалось всё подрастающее поколение столицы.

— Сколько времени Виртуозы проводят на репетициях, чтобы потом получать такие громкие овации?

Репетиционная работа начинается с индивидуальных занятий с каждым участником ансамбля, где оттачивается каждый штрих, доводится до совершенства выученность и характер исполняемого произведения. Затем начинаются групповые занятия, где оттачиваются интонация, унисон, фразировка, нюансировка, игра в одном темпе и ритме и много других профессиональных моментов.

— Хорошо ли когда происходят какие-то перемены в вашем коллективе? Или Вы за стабильность?

Мы, безусловно, за стабильность, ведь ансамбль – смысл всей нашей жизни. Но сие, к сожалению, от нас не зависит. Молодости свойственно путем проб и ошибок искать своё «я» в искусстве и остановить их в этом мы не можем. Но в этом есть и положительный момент. В ансамбль приходит молодежь, а это, как я говорю, «вливание свежей крови» в коллектив.

— Хотелось бы вам сделать совместный проект с каким-нибудь коллективом или артистом?

Мы выступали совместно с камерным оркестром «Московия», с «Терем-квартетом» из Санкт-Петербурга. Но это были единичные случаи. И мы не стремимся к совместным проектам, потому что искусство ансамбля скрипачей специфично и уникально, оно является самодостаточным. Но если появятся интересные предложения, почему бы и не попробовать.

— Как избежать застоев в творчестве? И бывают ли они? Как развиваются Виртуозы?

У нас творческий процесс неразрывно связан с учебным — совсем не так, как в традиционных профессиональных коллективах. И это страховка от застоев. Наши юбилейные концерты назывались «20 лет непрерывного движения». И это наш девиз. И расширение географии влияния молодежного коллектива из Якутии в мире — яркое тому подтверждение.

— Во время выступления на сцене у артистов-музыкантов всегда бывает откровенье, а Вы каким откровеньем поделитесь сейчас?

Для общественного деятеля, а музыканты таковыми и являются, особенно важна востребованность как творческой личности, и, когда видишь, как из начинающих скрипачей вырастают профессионалы со знаком качества, и ты к этому причастен, большего счастья не придумаешь.

 Автор и фото: Алина Назарова, Айталыына Алаас.

 

4 июня 2015