Сегодня наша героиня — Катя Кондратьева, иллюстратор-фрилансер, соавтор арт-проекта Hey Earth, родилась в Тикси, живет и трудится в Москве.

портретная2
 — Катя, как ты сама себя идентифицируешь в профессиональном плане?

— Я бы назвала себя иллюстратор. Художник – это слово несет в себе какой-то очень высокий смысл, он рисует березки в поле и море… и реализм какой-нибудь. А я не имею художественного образования, не умею рисовать людей с натуры. Вот поэтому считаю, что я иллюстратор – не художник.

По образованию я социальный работник. После университета работала на разных работах, но по специальности не работала никогда.

— А как ты стала иллюстратором?

— Рисовала я всегда, с детства, но никогда не считала, что это получается сколько-нибудь лучше, чем у кого-то другого.

Все началось с нашего проекта Hey Earth. Я познакомилась со своим молодым человеком Димой, он рисовал и занимался граффити. И он постоянно говорил мне, что я здорово рисую, но я относилась к этому несерьезно. Потом я уволилась с работы, и мы уехали в Таиланд. И вот мы сидим в кафе, Дима говорит: «Забей, не ищи работу, будем оформлять стены». Я говорю: «Как оформлять? Кому это нужно? Ты представь – будем перебиваться с кашки на хлеб. На что мы будем жить, где искать заказчиков?». Я тогда как-то боялась нестабильности, отсутствия ежемесячного дохода. Мне казалось, что это никому не нужно. Но потом мы все-таки решили заниматься оформлением, заказы пошли. Параллельно я училась рисовать на компьютере.

— Расскажи подробнее о вашем проекте Hey Earth.

Проект Hey Earth мы создали в 2012 году. Основной деятельностью было оформление стен или художественная роспись, как некоторые это называют. Мы оформляли детские сады, квартиры, фитнес-клуб и пр.

Работа Hey Earth - бойцовский клуб Спарта

То есть изначально все это задумывалось больше как рисование, но потом Дима увлекся работой по дереву, накупил кучу станков, и мы начали делать еще оформления для свадеб, предметы декора и так далее.
Позже это все ушло на второй план, потому что сложно путешествовать и поддерживать постоянно поток клиентов. Так как мы уезжаем надолго, от многих заказов приходится отказываться.


Сейчас я в основном рисую для себя и для стоков. Стоки – это сайты, где продают векторную графику и фотографии – картинки за небольшую цену, но много раз. Иногда еще есть заказы, но я стараюсь сейчас не брать то, что неинтересно, так как знаю, что потом это будет мучение.

— А ты помнишь свои детские рисунки? Расскажи о детстве.

— Я родилась в Тикси и жила там до 10 лет, потом родители решили переехать, и мы переехали в Москву. В детстве я ходила в музыкальную школу, и думала, что моя жизнь будет связана с музыкой и танцами. Когда совсем маленькая была, я думала, что буду врачом (моя мама – врач), а в свободное время буду «подрабатывать» балериной (смеется). Как многие дети, в детстве ходила в художку. Дома у нас целая куча папок с моими детскими творениями, но я никогда не думала, что буду заниматься рисованием всерьез.

— Считаешь ли ты, что у тебя есть авторский стиль в рисовании?

— Мне тяжело судить, да, наверно, есть. Я люблю котиков и рисую котиков, отчасти, наверно, это мой стиль. Как одна моя подруга охарактеризовала — наивное искусство. Иногда, конечно, хочется уйти от этого во что-то более серьезное, но мне почему-то это не дается, наверно, не мое. Кто-то же должен рисовать что-нибудь веселенькое, миленькое, можно сказать, для девочек.

 

— Где можно увидеть твои иллюстрации?

— Есть несколько зарубежных сайтов, где есть мои принты на футболках, чехлах и на другом стаффе типа шторок для ванн. Есть сайт с тканями с моими паттернами. Есть еще русская площадка MaryJane, они делают футболки, чехлы и прочее, у меня есть витрина в их магазине. Ну и, конечно, стоки.

Работа Hey Earth - книжный стеллаж для компании КРОК

— Скажи честно, может ли такой фриланс прокормить художника?

— Знаешь, у всех же разное понимание того, сколько человеку нужно денег для жизни. Я когда-то давно пришла к такой формуле: пусть денег будет меньше, но зато я буду заниматься тем, что мне нравится.

— Как ты считаешь, в таком бизнесе, как Hey Earth, что играет большую роль – талант или умение завязывать знакомства?

— Я думаю, что скорее коммуникабельность, умение находить заказчиков. Плюс – умение делать то, что нравится большинству людей. Как ни крути, очень часто бывает так, что ты думаешь о своей работе: «какая классная у меня идея!» – а люди просто не понимают. Не хочется, конечно, никого принижать, но очень часто людям нравится что-то простое, понятное. И в бизнесе очень часто наступает момент, когда переступаешь через себя и начинаешь творить для масс. Такой конфликт интересов, мне кажется, присутствует в любом бизнесе.

Работа Hey Earth - ретро-тележка для продажи кофе

— Как вы находите заказчиков?

— Я пришла к выводу, что больше людей приходит через сарафанное радио – через знакомых знакомых знакомых.

— Катя, а как давно ты была в Якутии?

— В Якутии, а именно в Сунтаре, я в последний раз была очень давно, в 2002 году.
Сама себя я идентифицирую как якутку, конечно, хотя, в Якутии, наверно, надо мной бы посмеялись. Планирую этим летом обязательно поехать в Якутию.
портретная1
— Нет ли планов создать полноценный бизнес с сотрудниками, сколотить команду?
— Нет, таких планов нет. Когда-то мы об этом думали, хотели нанять художников, брать больше заказов, рисовать только то, что нам нравится. Но сейчас мы больше ушли в онлайн работу, это позволяет быть не привязанным к месту.

— Расскажи о каком-нибудь проекте, которым ты больше всего гордишься

Из конкретных работ – это оформление детского сада в Нижнем Новгороде. Это был наш самый большой заказ. А еще это был очень классный опыт в том смысле, что и город посмотрели, и поработали.

— А что ты можешь посоветовать начинающим художникам-иллюстраторам?
— Я считаю, что надо рисовать то, что нравится лично тебе. И еще — по себе знаю, не надо никогда опускать руки. Я очень люблю иллюстратора Яну Франк, и у нее был такой совет: чтобы увидеть прогресс в рисовании, нужно отрисовать тысячу часов, чтобы стать профессионалом — 10 тысяч часов.

Пока еще в жизни меня ничего так не увлекло и не дало такую свободу, как рисование. Возможно, когда-нибудь я займусь чем-нибудь другим, но вряд ли это будет работа по пятидневке в офисе. Потому что человек, который ушел от этого, он вряд ли вернется. Как по мне, лучше выбрать свободу, пусть она и будет не такая оплачиваемая.

7 апреля 2015