«Күн оҕолоро» («Дети солнца») — так называется серия документальных фильмов о разных деревнях Якутии. Фильмы Сардааны о том, что в селе не все так плохо, как мы себе, городские люди, представляем. Серия фильмов о деревнях Якутии рушит мифы и пробуждает интерес к «другой» жизни. «Дети солнца» полны оптимизма и веры в хорошее и светлое будущее якутских наслегов. Мне как человеку, никогда не жившему в деревне, было безумно интересно узнать, как там все.

DX8MejMmBF8

Журналист и фотограф, а сейчас и документалист Сардаана Барабанова рассказала мне о своей любви к профессии, о забавных случаях из своего знакомства с городской жизнью и о нескольких законах Вселенной.

***

Работать в журналистике я начала после университета, в основном, работала в газетах. С первых дней, можно сказать, мне повезло с наставниками – в издательском доме «Илин» был замечательный коллектив из талантливых журналистов – Инны Феоктистовой, Олега Сидорова, Ивана Иннокентьева, Бориса Павлова, Зои Петуховой… В нашей редакции собирались, как сейчас говорят, тусовались, многие «молодежкинцы» («Молодежь Якутии»). Это были настоящие журналисты, мастера печатного слова, мне кажется, такие профессионалы в якутской журналистике сейчас очень редкое явление.

Большое влияние на мой журналистский  путь сыграла один ярких представителей «молодежкинцев» Тамара Шамшурина. Ее интернет-газета «Саханьюс» тогда начинала свое становление, и, если не ошибаюсь, она первым в Якутии сделала почву для интернет-журналистики. Помню планерки в редакции, нередко мне приходилось плакать, не выдержав критики от Тамары Сергеевны, но эта суровая школа дала мне очень многое, не только в профессии, но в личной жизни. Несмотря на то, что Тамара Сергеевна давно живет в Москве, я до сих пор с ней всегда советуюсь по любым вопросам, ее трезвый взгляд на вещи, пусть даже критика, помогают мне принимать правильные решения.

gKyM8GVuL7A

Но все же в сущности я – не тот журналист, который всегда находится в гуще событий, на подхвате, на бегу. В Саханьюсе мы так и работали, круглыми сутками, все мысли были только о работе, нравилось, затягивало, но через определенное время я впадала в «спячку», это был уход от суеты, людей, времени. Хотелось принадлежать только себе. Поэтому я нигде не засиживалась, сколько записей в моей трудовой книжке, там даже недавно появился вкладыш, но от всего я получила «свое» и рада такому опыту.

Мне очень нравится выражение: «Всему свое время». Всю жизнь меня мучили всякие идеи, за которые я начинала браться, что-то осуществлять, но со временем они теряли актуальность, либо я теряла к ним интерес, и так далее. По закону Вселенной, значит, это было не твое, но все равно очень часто мне приходилось заниматься самоедством из-за несбывшихся желаний.

И, наконец, пришло время. Год с лишним назад родился этот цикл «Күн оҕолоро» — серия документальных фильмов о наслегах Якутии. Благодаря этому проекту я за год узнала о своей родине столько, сколько не могла за это время дать мне ни одна книга. Потому что пропускать через себя и видеть все своими глазами – это абсолютно другое. И самое интересное, что мы имеем возможность рассказать об этом другим людям не так, чтобы навязать свою точку зрения, взгляд, а показать то, что есть по-настоящему. Я бы дала  этому определение — захватить момент существования.

MTZT3O165m4

В деревне этот «момент существования» очень выразителен. Время и люди здесь совсем другие, чем в городе. В людях сохранилась целостность и гармония, близость с природой делает их крепче, богаче и шире. Я не говорю, что в деревнях рай земной и люди в нем ангелы. Но существенное различие есть. В городской суете мы редко оглядываемся по сторонам, часто не хватает времени отвлечься от забот и просто расслабиться, мы здесь превращаемся в рабочие инструменты – поел-поработал-поспал и так далее.

***

До семнадцати лет я жила в деревне, все родственники там. Помню, когда приехала в Якутск учиться, город мне показался огромным, а УЛК — небоскребом. Сейчас забавно все это вспоминать. До этого, кстати, в тринадцать лет я полгода училась в городе и жила у своих родственников. Дядя – латыш, тетя – украинка, естественно, русскоязычные, и я, деревенская девочка, говорившая только по-якутски. Мне было так трудно с ними общаться, что практически полгода я молчала (смеется).

Спустя годы у меня появилось желание обратно переехать в деревню – построить там дом, иметь свое хозяйство, и все-таки быть ближе к своим родителям. Мне кажется, сейчас уже многие стали думать о жизни в деревне. И я их понимаю и поддерживаю. В последнее время много говорят о «дауншифтинге», люди устали от суеты, бесконечной погони за временем, нескончаемой череды дел, и желание остановить все это, выбросить из жизни все лишнее и бессмысленное, это опять же закон Вселенной.

GnuUT2Mxg_U

После просмотра наших фильмов меня постоянно спрашивают: » Неужели все так хорошо? А говорили, что там много пьют». А я приеду в одну деревню, в другую, но пьяного человека ни разу не еще видела. Наверное, это же не специально, чтобы приехала съемочная группа, а всех пьющих согнали на какой-то остров. Нет, все же не так. Конечно, раньше, лет пятнадцать-десять лет назад, была совсем другая ситуация, да, люди пили, и не только, в целом, был разлад везде. Но сегодня прошло это чувство депрессии, и пришло понимание, что жизнь зависит не только от системы, государственного строя, но  больше — от самих себя. Да, люди стали больше уверены в себе, чем в государстве.

Вокруг деревень складывается такое впечатление, что от города зависит все. Но на самом деле город зависит от деревни, особенно в Якутии. Конечно, там много проблем, и по сельскому хозяйству в том числе. Например, не каждому удается заняться предпринимательством, завести свое подсобное хозяйство, в этом плане до сих пор не хватает людям смелости, упорства, а со стороны государства – слишком много бюрократических лабиринтов. Я знаю об этом не понаслышке.

***

Во время съемок цикла я поняла, что мне катастрофически не хватает знаний. Особенно – в режиссуре. Ее в фильмах и нет, как говорят многие, есть просто наблюдение за жизнью. Поэтому хотелось бы, конечно, получить профессиональное образование, возможно, я это и сделаю в ближайшее время.

fAQf4GzLABQ

Весь наш проект живет благодаря нашей команде, талантливым и очень трудолюбивым ребятам: оператору Семену Аманатову, Гаврилу Старостину, Искандеру Иванову, монтажерам Любови Борисовой, Заремме Ивановой. Сейчас у нас появляются новые более серьезные проекты, что дает нам, в первую очередь, возможность профессионально расти.