Михаил Васильев (Лукачевский)

Режиссер


Сегодня, 20 августа, начинает свою работу второй Якутский международный кинофестиваль. Несмотря на огромное количество приглашенных гостей и участников со всех стран мира, наше внимание будет приковано к трем номинантам фестиваля – участникам из Якутии. О каждом из них мы расскажем по очереди.

Михаил Лукачевский молодой режиссер, но его нельзя назвать начинающим. На его счету уже семь картин. После встречи с ним остается приятное впечатление, он человек, который немного по-другому ощущает мир.

Справка:

МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВ (ЛУКАЧЕВСКИЙ). Родился в 1986 г. Обладатель приза за лучший дебют VIII Международного фестиваля-практикума киношкол «Кинопроба», специального приза Международной премии им. Арсения и Андрея Тарковских VI Фестиваля «Каштановый дом» за фильм «Биттэнии» («Предчувствие»), спецприза «Новые горизонты в якутском кино» и специального упоминания жюри кинокритиков за смелость замысла и художественное своеобразие I Якутского международного кинофестиваля за фильм «Суол» («Дорога»).

Дорога жизни. О фильме «Белый день»

Справка:

УРУН КУН (БЕЛЫЙ ДЕНЬ). В обычный зимний день из якутского села выезжает такси с пассажирами, но роковая случайность прерывает привычный маршрут на середине пути. Поначалу все не так уж плохо: молодежь слушает веселую музыку, отец семейства сладко дремлет, мать укачивает младенца, а опытный водитель скоро заставит машину завестись. Или нет? Транспорт окончательно выходит из строя, телефоны бесполезны, люди остаются один на один со стихией. Никто не готов к встрече со страхом и отчаянием, не готов узнать истинное лицо своего спутника, они с надеждой всматриваются вдаль и не знают, что за них уже приняла решение судьба.

Мы быстро создали этот фильм. Хотя я не собирался его снимать. Нашелся человек, который согласился финансировать проект. Буквально за несколько дней мы с Викторией Дегтяревой написали сценарий. Съемки начали в Борогонцах, на моей родине.

Сценарий изначально был совсем другой. Хотя по правилам съемки должны проходить по сценарию, по какому-то изначально намеченному плану, но иногда идея развивается, появляются новые задумки, картина становится глубже, ведь ты живешь этим, дышишь этим, поэтому тема больше открывается. Вот и мы поменяли многое.

Вообще, фильм «Урунг Кун» о людях, о разных людях. Это не столько трагическая история о людях, которые попали в такую ситуацию, сколько история о людях в дороге, где дорога – это сама жизнь. Мы все едем по этой дороге, жизнь у нас холодная, суровая, и если остановиться, можно замерзнуть. И как мы едем, кто у нас водитель, пассажиры ли мы – об этом я хотел рассказать. Картина про наш сегодняшний день, и о том, как мы относимся к жизни.

Если говорить о глубине картины, то ее сложно назвать глубокой. «Глубоко» — это совсем другое. Потому что поднятая мной тема большая. Если копаться глубже, можно открыть очень много странных вещей, о которых я сам не смогу сейчас ничего сказать.

Такая форма драматургии довольно распространена. Снято много фильмов со схожим сюжетом. Вообще в мире существует 33 сюжета. Больше человечество не придумало еще. И мы затронули один из них.

Дорога режиссуры

Работаю режиссером с 2007 года, и каждый год снимаю по одному фильму. Долгое время работал в Сахафильме. Учился в колледже культуры, потому что не поступил в Санкт-Петербургский институт. Получил азы режиссуры. Потом учился в Петербурге, но не закончил. В прошлом году участвовал в Якутском кинофестивале с фильмом «Дорога».

42_000

Для меня дорога – это образ. Ничего нельзя «взять с потолка», невозможно придумать того, чего не знаешь. Нет в мире учебников по режиссуре: нужно снимать именно так и никак иначе. Нет! Самый лучший учебник для режиссера – это наблюдение, это сама жизнь, окружающая среда. Важно, как ты воспринимаешь мир вокруг, что ты чувствуешь, как ты любишь, как ты страдаешь. Жизнь у всех разная: кто-то в тюрьму попадает, а кто-то президентом становится, кто-то женится, кто-то счастливым становится, а кто-то нет. И люди разные, как и режиссеры, никогда не получится фильм, если ты снимаешь только для того, чтобы снимать. Когда ты снимаешь фильм, у тебя должна быть какая-то потребность.

Ты как писатель, ты делаешь произведение, ты можешь делать только то произведение, которое по-настоящему хорошо знаешь. Я не могу сейчас снять фильм про альпинистов. Я не был никогда альпинистов, у меня даже друзей альпинистов нет. Я не вправе снимать такой фильм.

Режиссер это тот человек, который передает ту мысль, ту энергетику, ту душу, которую он сам знает. Кто-то всегда снимает трагедии, кто-то комедии – у кого какая жизнь.

Я очень много езжу, не могу долго сидеть дома. Только в дороге я чувствую себя хорошо. Поэтому, наверное, снимаю про дороги.

Не нужно европеизировать

Примечание:

В конце апреля в Омске проходил  второй Национальный кинофестиваль дебютов «Движение». Картина Михаила Михаила Лукачевского «Белый день» завоевала специальный приз жюри «За уникальный опыт рождения национального кино в 21 веке».

Все известные режиссеры были на фестивале в Омске. Познакомился с Алексеем Учителем, Владимиром Хотиненко, мэтрами российского кинематографа. Мне повезло, что я попал туда.

Забавная история. В свое время я поступал в Санкт-Петербург, я уже говорил, но не поступил. Когда приехал в Омск, двое незнакомых ребят зовут меня: «Лукачевский!». Я смотрю на них, но не узнаю. Оказывается, мы тогда вместе поступали. Председателем жюри был Владимир Хотиненко, он тогда и набирал курс, куда я не попал. И однажды вечером сидим, все вместе – Хотиненко, ребята – и он мне сказал: «Молодец, хоть и не поступил, но все равно мы встретились на фестивале со своими работами». Говорит, твоя работа, может, лучше, чем у некоторых выпускников, и главное знать, что режиссура – это твое призвание, и работать.

Алексей Учитель рассказал про Балабанова, про его предсмертный сценарий, где половина действия разворачивается в Якутии, половина в Америке.

Жюри фильм раскритиковали, конечно. Сказали, что картина у меня немного европеизирована. «Нужно быть еще проще, еще искреннее, еще правдоподобнее. Достаточно снять вашу природу, ваших людей, ваши характеры, ваши правила морали. Ничего не надо придумывать. У вас все интересно» — посоветовали члены жюри. Сказали, чтобы продолжал работать, потому что режиссеров моего возраста – мало.

lukachevsky

В начале июня был в Иваново на Международном кинофестивале «Зеркало» им. Андрея Тарковского. Я думал, что меня пригласили в качестве участника, но мне сказали, что я почетный гость. (Смеется.) Оказывается,  тема фестиваля была «Женщина», и все режиссеры-участники – женщины. На кинофестивале я особо не общался, я больше ходил один. Побывал в доме Тарковского, покопался в его дневниках. Когда я был студентом, моей библией была книга про кино «Запечатленное время» Андрея Тарковского. И вот я увидел, как он писал, как редактировал записи к этой книге. Тарковский для меня, как и для всех, кто работает в кино – это бог. Даже Ларс фон Триер посвящает ему свои работы.

Кино в моей жизни

28946

Кино – это игра. Еще в детстве я стал частью этой игры. Мой старший брат учился и дружил с Иннокентием Аммосовым. Когда я был маленький, они в моей комнате сделали лабораторию, снимали, фотографировали. А я наблюдал, был для них и фотомоделью, и актером, и ассистентом. С детства мечтал снимать кино. И для меня это осталось некой игрой.

Совсем недавно посмотрел документальный фильм о том, как снимали «Тайну Чингис Хаана». Это же тоже игра. Стоит режиссер Андрей Саввич и раздает указания: у него есть сюжет, есть солдаты, есть целая конница. И он решает, куда кого переставить, что за чем будет идти.

Мне кажется, что я так воспринимаю свою жизнь и свое творчество — как дети играют в игры. Но я посвятил этой игре свою жизнь.

20 августа 2014