Тихон Скрябин начал свою педагогическую деятельность учителем физкультуры.  Затем работал в управлении образования Усть-Алданского района, в школе села Тит-Арылах Хангаласского района. Был директором по информационным технологиям в «Ленском крае». А с 2011 года  руководит полувоенным учреждением — Саха кадетской школой-интернатом. И кому, как ни ему, знать, каким должен быть настоящий мужчина современного общества. Не секрет, что сегодня мужчины становятся женственными, а женщины — мужественными. О смене социальных ролей, о женщинах, которые не хотят выходить замуж, и воспитании. С «Умным городом» на эти темы сегодня рассуждает Тихон Скрябин.

IMG_3787

«Клеймо» нашего века   

Прошло время, когда в женственности парней люди упрекали  родителей, что они не так воспитали. Нынче отсутствие, скажем, мужской суровости воспринимается обществом, как обычное явление. Как Вы считаете, с чего так происходит?

Наверное, влияние западной культуры. Например, в Европе разрешили однополые браки. Конечно, люди разные бывают, но пропагандировать это, я считаю, не правильно.

Мужчина должен быть мужчиной. Уметь защищать свою семью, постоять за себя и своих близких. Он должен быть сильнее женщины, чтобы защищать, оберегать, чтобы женщина могла почувствовать себя женщиной. Сила женщины в ее слабости, а сила мужчины в его твердости, решительности. Может, это зависит от воспитания. Например, деревенские парни не такие. Именно женственных парней из деревней мало. Все они работают, не боятся трудных дел, суровости жизни. Они более подготовлены к жизни.  В городе — урбанизация. В данной ситуации это проблема.  Например, ребенок с малых лет живет в замкнутом пространстве, где есть внутренние удобства, в таком случае нет необходимости быть суровым и твердым. В селе нет таких условий. Может, из-за этого есть женственные мальчики.

Ученики вашей школы чем-нибудь отличаются от учеников (парней) обычной школы?

Очень многим отличаются. Тут полувоенное учреждение. Обучается 140 юношей с 7 по 11 класс. У нас строгая иерархия. Класс называется взводом, один офицер-воспитатель, и один — классный руководитель. В каждом классе есть заместитель командира взвода – по-простому, это староста. Каждый ученик строго подчиняется  внутреннему закону школы. Тут никогда не скажут: «Не хочу», тут скажут: «Если надо, значит, сделаем». Никто не будет ныть, что не хочет учиться. Мы изначально берем детей, которые действительно хотят тут учиться, желают стать государственными служащими. Если не хотят учиться, значит, они не достойны здесь обучаться. Служить родине не так-то легко. Детям мы прививаем это с 7 класса.

IMG_3809

Какие особенности есть в воспитания парней? Что самое главное в мужском воспитании?

Научить быть защитником, чтобы они в будущем  могли взять на себя ответственность за свою будущую семью. Семья – это не только букеты, цветы и красивые слова, это и быт. Нужно воспитывать детей с малых лет быть отцами, брать на себя трудности, ведь в семье нужно быт держать, детей воспитывать, жене шубу покупать. А женоподобный мужчина этим заниматься не будет, поэтому  именно сегодня надо учить, воспитывать парней так, чтобы через 10 лет не сталкиваться с проблемой неполной семьи. Нужно научить не бояться трудностей, все задуманное претворять в жизнь и идти к своей цели. Мужчина делает, а женоподобный мальчик сидит и ждет, когда кто-то подойдет и сделает все за него. Все это и надо от них требовать с раннего возраста.

Среди девушек тоже  блуждает понятие, что в современном обществе не обязательно выходить замуж.

В этом смысле, в какой-то степени виноваты мы – мужчины. Если мужчина слабый, тогда женщина не видит в нем кормильца, защитника. Если женщина чувствует себя слабой, в хорошем понимании, тогда мужчина достоин называться мужчиной. Когда женщина чувствует себя главой семьи, решает что-то, тогда зачем ей такой мужчина, ни одна женщина не скажет, что ей нужен такой мужчина.

IMG_3850

В большинстве школ основная масса учителей – женщины. Как вы считаете, это правильно? Вы согласны с мнением: «Воспитание мальчиков — не женское занятие»?

Правильно или не правильно, но так оно и есть. Наше учебное заведение, скорей, исключение, чем правило. У нас 50% преподавательского  состава – мужчины. У нас так и должно быть. В других школах сейчас, по официальной статистике, в преподавательском составе учителя-мужчины составляют только 25%, может, и меньше. Это, конечно, проблема. Кто может научить парней, например, навыкам охоты, чисто мужскому пониманию? Женщина, к сожалению, этому научить не может. А преподавать, конечно, может. Например, в начальных классах не имеет значения, кто учит таблицу умножения. Это может быть мужчина или женщина. А вот в воспитании парней все-таки  решающую роль играет мужчина, ведь детей только своим примером воспитываешь. Воспитание исходит от самой жизни. Если в школе учителей-мужчин много, то это, конечно, очень хорошо.

О воспитании

Вы управляете необычной школой. Ваши главные требования к учителям? И вообще, каким должен быть современный учитель?

Во-первых, учитель должен к своей работе относиться творчески. Учитель — это тот, кто сам учится каждый день, он должен постоянно развиваться. Если учитель не развивается, он стагнирует. Такой учитель многого дать не может и в воспитательном, и в творческом плане, может, конечно, для себя сделать определенные рамки и учить. Но учить и преподавать — это совсем разные понятия. Преподавать можно студентам, просто преподать и уйти. А учить – это очень сложный и творческий процесс. Хороший учитель – это тот, кто умеет найти подход к каждому ребенку, а не просто кто знает свой предмет. Например, бывают учителя-олимпиадники  с большими званиями, но они не всегда могут найти ключ к ученикам. Я буду больше оценивать тех учителей, которые умеют ладить с детьми, находят подход. Я требую от своих учителей понимания учеников в каких-то определенных моментах.

IMG_3833

Но, ведь проблемы отцов и детей бывают всегда?

Да. Так и есть. Современные дети совсем другие, они более мобильные, быстро ко всему приспосабливаются. Но это не проблема, это развитие. Когда у них появятся  свои дети, они тоже будут другими. Времена меняются, дети меняется. Есть же дети индиго. Они совсем по-другому смотрят на мир. Учитель должен знать суть проблемы, причину, а не говорить и ругаться: «В мое время были такие, вы не такие…». Это неправильно. Учитель должен развиваться вместе с учеником, со временем.

Как в современном мире не утратить нравственность детей?

Опять же все зависит от воспитания. Школа должна быть воспитателем. Были же такие утверждения, что школа только учит, но воспитывать тоже надо. Одних знаний мало, должно быть понимание нравственности.  В частности, в нашей школе мы поощряем не только материально, но и духовно. Можем похвалить перед всем разводом (линейкой),  если кто-то сделал такой поступок. От того, что он сделал все правильно, должно же быть моральное удовлетворение у человека.

Об образовании

Как вы оцениваете нынешнюю систему образования?

В образовательном процессе очень много положительных моментов. Это получение материально-технической базы, повышение заработной платы учителей. И сейчас статус учителя обратно приобрел тот же статус, что был в советское время. В этом направлении идет развитие. И, между тем, конечно, все идеально не бывает. Сейчас система оценки качества образования учитывается только по результатам ЕГЭ. Меня очень беспокоит такая ситуация. Например, если ребята очень хорошо сдали ЕГЭ, значит, школа хорошая, а если, не дай бог, провалят, то школа плохая. Мне кажется, что воспитательная работа, которую ведет школа, оценивается не в полном объеме.

IMG_3812

Значит вы против ЕГЭ?

Я не против ЕГЭ.  Я считаю, что качество работы школы не должны оценивать только по результатам ЕГЭ. Например, троечник стал хорошистом, троечник стал твердым троечником; мальчик, который вчера курил, сегодня не курит; ученик, благодаря школе и преподавателям, стал патриотичнее относиться к Родине, а это никак не оценивается, статистика не ведется. Тут воспитательный процесс идет, и очень много нюансов, которые нужно тоже учитывать. А что касается ЕГЭ, должна быть оценка качества знаний, не все же должны поступить в высшие учебные заведения, не всем быть управляющими, кто-то ведь должен работать водителем, сварщиком. Я с детьми разговариваю, и большинство из них намерено поступать в ВУЗ, стать крутыми чиновниками или бизнесменами. Среди ребят мало кто хочет овладеть рабочей профессией, не только в нашей школе, но и в других учебных заведениях. Ребята даже шутят между собой: «Вот ты плохо сдашь ЕГЭ и пойдешь учиться в сельскохозяйственный». Если так пойдет, то кто будет заниматься сельским хозяйством? Меня очень беспокоит такое отношения к жизни ребят.

Тогда вы в своей школе  пропагандируете среднее специальное образование?

У нас школа специализированная. Мы ориентируем детей все-таки в высшее учебное заведение, на государственную службу, на военно-гражданское попечительство. В предыдущем ответе я описал общую картину нынешней проблемы. А в нашей школе, действительно, ЕГЭ мы хотим сдать на очень высокие баллы, на конкурентоспособные баллы. По определению кадетской школы, мы должны воспитывать будущую элиту, можно сказать, государственных служащих на военном и гражданском попечительстве.

Сахаяна Терехова
4 сентября 2014