Лидия Шамаева

Директор Национальной школы Айыы кыhата


Теперь Лидия Петровна  директор национальной школы Айыы кыhата, где все предметы ведутся на якутском языке. Всем известно, что таких школ в городе несколько. А хватает ли в них мест для всех, кто хочет учиться в национальной школе? Об этом мы сегодня поговорили с Лидией Шамаевой.

Учим якутский

«Российское образование – 2020». В этих условиях субъектам Российской Федерации необходимо вносить свои предложения в федеральные структуры. Ваши пожелания?

– Человек рождается с какой-то национальностью. Это природа людей, и мы должны с этим считаться. Хочется, чтобы каждый этнос, который живет на планете, не утратил свою первобытность.  У каждого народа разное мышление. Например, мировосприятие якута в корне отличается от англичанина. Так и должно быть. Ведь  чем мир разнообразнее, тем он интереснее, поэтому хотелось бы, чтобы учитывались региональные особенности. Ребенок легче усваивает учебу, когда образование связано с культурой его народа, когда он обучается на родном языке, тогда раскрывается то, что заложено в нем природой.

В старом законе об образовании ликвидировать сельскую школу можно было только с согласия сельского схода. В новом законе этого положения нет. Как вы думаете, закрытие сельских школ отразится на национальном языке?

– Это зависит от населения. Многое зависит от глав поселков, от уровня жизни этого села, от количества детей. Сейчас многие переезжают в город. А почему переезжают? Скажу одно, если в селе дается возможность жить так, как хочется народу, тогда жители села не стремятся покидать свой дом, и в тех деревнях духовность высокая. Мы нынче летом ездили по речке Таатта, проезжали Чурапчинский, Таттинский районы.  Посмотрели, как там люди живут. Ходили по домам, в музеи.  Живут очень хорошо. Не забывают о традициях и держат хозяйство.

Количество часов, отдаваемых на изучение национального языка, будет определяться в соответствии с выбранным учебным заведением планом. Начальные классы могут не изучать национальный язык, если он не вошел в учебный план, и многие школы отказываются учить якутский язык. Что вы думаете по этому поводу?

– Наша школа отличается тем, что у нас обучение ведется на родном языке. До 9-го класса это обязательно. Якутский язык и литературу в средних классах учат по 4 урока в неделю и по 2 в старших классах. Этого достаточно, когда другие предметы ведутся на родном языке. Здесь проблема в том, что для среднего звена практически нет учебников на якутском языке по предметам. А если есть, то качество перевода хромает. В старших классах такая же картина. В других школах города только до 5 класса изучают якутский язык. С пятого класса даже те школы, которые считаются якутскими, переходят на русский язык, и ребенок начинает говорить на ломаном русско-якутском языке. Мыслить начинает по-русски.  Нет специалистов, которые бы вели предметы на родном языке, для этого надо готовить хорошие кадры. Если 30% населения  не обучается на родном языке, то этот народ считается вымирающим. У нас вымирающий народ. Проблему детских садов и школ с родным языком обучения можно решить без привлечения бюджетных средств, просто нужно хорошее координирование работы Управления образования с директорами школ и детских садов и родителей.

Нет специалистов, которые бы вели предметы на родном языке, для этого надо готовить хорошие кадры. Если 30% населения  не обучается на родном языке, то этот народ считается вымирающим. У нас вымирающий народ.
Сколько учащихся в вашей школе? Это много или мало?

— Эта школа в 2005 году была создана родителями, чьи дети не попали в ЯГНГ. Конкурс очень большой, а желающих учить детей в национальной школе очень много. В городе Якутске совершенно не хватает национальных школ и школ с якутскими классами. Сейчас у нас обучается 563 ребенка. Это 20 классов с 1 по 11 класс. У нас должно быть 660 учеников. Учеников не хватает не из-за того что, желающих нет, а условий учить столько детей у нас нет. В данный момент школа не имеет собственного здания, и  мы находимся в здании Дворца детства. Здесь нет специализированных классов. Нет спортзала, нет столовой. Не хватает классов. Желающих отдавать детей в нашу школу очень много, каждую весну мы это испытываем на себе, а  теперь мы еще обязаны  принимать по территории.

Национальный воспитательный идеал. Каким он должен быть?

 Наша школа нацелена на то, чтобы каждый ребенок проявил себя, считал себя личностью. Якутом можно считаться, только зная свои традиции. Не у всех детей города есть возможность летние каникулы проводить в деревни. Сейчас только в деревне можно полноценно узнать традиции нашего народа, поэтому у нас есть пятая четверть – летняя. Каждое лето мы выезжаем в деревню, где ежемесячно бывают экспедиции. Экспедиции проводятся для того, чтобы дети вовлекались в народный быт. Там они и сено косят, и корову доят, ловят рыбу, охотятся, собирают ягоды, занимаются прикладным искусством. Вот так мы  ежегодно бываем в Таттинском районе, с. Баяга, где проживает Мандар Уус. Слушаем его лекции. За все эти годы мы побывали в Соттинцах, с. Техтюр Мегино-Кангаласского района. Мы создаем такие условия, чтобы дети вовлекались в деятельность. Когда дети первый раз выезжают, они не могут нормально обслуживать самих себя: ни стирать, ни мыть за собой. В таких ситуациях ребенок сразу овладевает жизненными навыками.

ЕГЭ и Медаль

Как вы считаете, ЕГЭ показывает готовность к жизни ученика?

– Мы не должны оценивать знания, умения, готовность к жизни ребенка таким образом. ЕГЭ не показывает готовность ребенка к жизни. Я считаю, что это однобоко. Хотелось бы, чтобы экзамен проводился в другом формате, и у учеников было бы право выбора, в каком форме сдавать выпускные экзамены. Например, ученик, который поступает на журналистику, пишет сочинение, а ученик, который поступает на техническую специальность, пишет рецензию или описание чего-то, связанного с его будущей профессией. Таким образом, набирали бы баллы и тем самым показывали бы готовность к будущей профессии. Считать ЕГЭ главным и все силы родителей, учителей, детей тратить на это – неправильно. Ребенок должен чувствовать себя гармонично. А ЕГЭ создает страх. На днях ко мне подходит девочка и чуть ли не плачет, что у нее пробелы, и она не сдаст экзамен.

По-вашему, медаль действительно показатель успеваемости?

– Нет. Вот, например, человек поставил для себя цель и работал только ради медали. А в жизни не всегда бывает так, что тебя также будут поддерживать, как в стенах школы. Очень много случаев, когда медалисты не реализовывают себя в жизни. Разочаровываются, не находя такой поддержки, как в школе.  Жизнь-то разная. А троечники, наоборот, добиваются многого, потому что получили хорошую «прививку» в школе. В то же время все это зависит от самого человека. Но, с другой стороны, стремление к идеалу должно быть в виде медали или чего-то еще, стоит подумать. Мне кажется, медаль ограничивает детей, не дает свободу. Например, в погоне за медалью ребенок не раскрыл свои таланты. И оценивать школу по количеству медалистов –  неправильно, это не всегда главный показатель.

ЕГЭ не показывает готовность ребенка к жизни. Я считаю, что это однобоко. Хотелось бы, чтобы экзамен проводился в другом формате, и у учеников было бы право выбора, в каком форме сдавать выпускные экзамены. 
Какие изменения в системе образования вас  беспокоят, а что радует? 

 Скажу сразу, ЕГЭ, ГИА отнимают свободу учителя, потому что учителя нацелены на результат. И из-за этого у учителей и у учеников возникает страх перед экзаменами. Проблема в образовательном процессе такова, что каждый учитель старается впихивать в ребенка теоретические знания. А надо ли это ребенку? Эти знания, которые ученик получил, он еще не усвоил, так как он их в своей жизни еще не применял. Отсюда идет отрыв теоретических знаний от жизни, и ученик учит, чтобы  только сдать экзамены и забыть. Сейчас идут изменения, и это мне очень нравится. Учитель не только должен дать знания, но и научить ребенка применять их в жизни, научить его думать, планировать, анализировать, обобщать, делать выводы, читать, моделировать. Только владея этими навыками, он может применить полученные знания в жизни.

Что нужно сделать, чтобы повысить уровень профессионализма учителей?

Есть очень хорошая поговорка:  «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».  И я считаю, что для этого нужно проводить курсы, притом курсы не только теоретические, как обычно бывают, но и с практическим направлением. Эти курсы должны проводиться в школе, чтоб  весь процесс происходил на глазах у учителей. Когда учителя слушают теоретическую часть, они же не всегда понимают, как это будет происходить на практике. От хороших курсов скачек бывает моментально и у учителей, и у руководства.

http://similarsites.com/
navi-law.com/
Сахаяна Терехова
5 мая 2014