А если с ним не хотят общаться, предусмотрен порядок подачи и рассмотрения жалобы. Об особенностях данных взаимоотношений гражданин-власть разговор с председателем Государственного комитета юстиции РС (Я) Сарданой Гурьевой.

-В ваше ведомство наверняка постоянно обращаются граждане, ища ответы на юридические вопросы. Но ведь любое министерство или ведомство обязано оказывать помощь по профильным вопросам любому посетителю?

-Да, по федеральному и республиканскому законодательству по обращениям граждан, действительно, так. Есть особенность в отношении тех исполнительных органов государственной власти, которые предоставляют государственные услуги согласно Федеральному закону от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Кроме того, существует постановление Правительства РФ от 16.08.2012 N 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации».

-Перечень услуг велик…

— Постановлением правительства республики утвержден «Перечень государственных услуг исполнительных органов государственной власти РС (Я), предоставление которых осуществляется по принципу «Одного окна», в том числе в ГАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в РС (Я)». Например, Министерство имущественных и земельных отношений является ответственным исполнителем за: выдачу информации из реестра госимущества РС (Я); предоставление земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения; предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта; предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством.

Полный перечень услуг, оказываемых через МФЦ, опубликован на сайте http://www.mfcsakha.ru/

-Но до сих пор мало кто знает, что делать, если его «отфутболили»…

-11 апреля 2013 года вышел Указ Главы нашей республики и «Положение об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на решения или действия (бездействие) исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и их должностных лиц, государственных служащих исполнительных органов государственной власти РС (Я)». Там прописан механизм подачи и рассмотрения подобных жалоб.

Основная особенность нашей республики в том, что жалобу можно подать через Многофункциональный центр РС (Я). Также в электронной форме через информационные системы. Равно как и по почте или в письменном виде во время личного приема заявителя.

Согласно данным Министерства экономики Республики Саха (Якутия) всего за 2013 год поступило 45 жалоб на решения или действия (бездействие) исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), из которых 7 жалоб удовлетворены, по 38 – отказано в удовлетворении. В суд подано 5 жалоб, из них 1 жалоба удовлетворена полностью, 1 – частично удовлетворена, 1 – не удовлетворена, и 2 жалобы находятся на рассмотрении суда.

-Давайте попробуем показать все пошагово. Гражданин Nнедоволен решением одного из министерств республики и уверен в своей правоте. Как ему добиться скорого и эффективного рассмотрения жалобы?

-Начнем с Интернета. К информационным системам относятся:

-официальный сайт органа, предоставляющего государственную услугу;

-федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»;

-государственная информационная система Республики Саха (Якутия) «Портал государственных и муниципальных услуг Республики Саха (Якутия)»;

-официальный адрес электронной почты органа, предоставляющего государственную услугу.

Далее. Для многих стали привычными услуги МФЦ. Согласно «Положению об особенностях подачи и рассмотрения жалоб…», при поступлении жалобы Многофункциональный центр обеспечивает ее передачу в уполномоченный на ее рассмотрение орган, предоставляющий государственную услугу, в порядке и сроки, которые установлены соглашением между МФЦ и органом, предоставляющим государственную услугу, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы… При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе исполнительной власти.

-Это порядок подачи жалобы. А каковы требования к ее форме? И в каких случаях она может подаваться?

-Все описано в вышеназванном «Положении об особенностях подачи и рассмотрения жалоб…» Во-первых, это нарушение срока регистрации запроса и срока предоставления государственной услуги.

Во-вторых, когда с заявителя требуют документы, не предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги.

В-третьих, это неправомерный отказ в приеме документов или неправомерный отказ в предоставлении государственной услуги.

В-четвертых, это отказ органа, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Форма написания жалобы произвольная. Однако она должна содержать:

-наименование органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо государственного служащего исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия), решения и действия (бездействие) которых обжалуются;

-фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер контактного телефона, адрес электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;

-сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица либо государственного служащего;

-доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица либо государственного служащего.

Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие его доводы, либо их копии.

-Что еще надо знать заявителю?

-Жалоба подлежит регистрации в журнале учета жалоб не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления с присвоением ей регистрационного номера. При этом в органе исполнительной власти должно быть уполномоченное должностное лицо по рассмотрению жалоб.

При обжаловании решения руководителя органа, предоставляющего государственную услугу, жалоба подается в вышестоящий орган (при его наличии). В случае его отсутствия, рассматривается непосредственно руководителем органа.

Если жалоба подана в орган, в компетенцию которого она не входит, все равно там ее должны направить в течение трех рабочих дней в уполномоченный орган и уведомить об этом в письменной форме заявителя.

Если заявителю не ясен порядок обжалования, то его должны проконсультировать, в том числе по телефону, электронной почте или при личном приеме.

-В течение какого срока должна быть рассмотрена жалоба?

-15 рабочих дней со дня ее регистрации.

Согласно «Положению об особенностях подачи и рассмотрения жалоб…», при их удовлетворении орган принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В случае признаков состава административного правонарушения или состава преступления должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб, незамедлительно направляет соответствующие материалы в органы прокуратуры.

-В каких случаях может быть получен отказ?

Да, такие случаи четко прописаны, их немного:

а) наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;

б) подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

в) наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями настоящего Положения в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы;

г) когда не подтверждаются факты, указанные в жалобе.

Орган вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

а) наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;

б) отсутствие возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

Мотивированный ответ по результатам рассмотрения жалобы направляется заявителю не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме.

-И каким должен быть ответ?

-В нем указываются:

а) наименование органа, предоставляющего государственную услугу, рассмотревшего жалобу, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;

б) номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;

в) фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;

г) основания для принятия решения по жалобе;

д) принятое по жалобе решение;

е) в случае, если жалоба признана обоснованной, сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;

ж) сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

Примечание: МФЦ РС (Я) вошел в число 16 регионов пилотного проекта по переходу на новый бренд (название). Основные мероприятия по переходу будут профинансированы из федерального бюджета.

Новое имя бренда МФЦ – «Мои Документы». Идея единого бренда системы МФЦ заключается в том, что документы нужны людям в важные и значимые моменты их жизни. Совершеннолетие, свадьба, рождение ребенка, организация своего дела или строительство дома — в этих ситуациях людям важно без проблем получить нужные им документы и как можно быстрее вернуться к решению текущих жизненных ситуаций.

В августе заработал новый офис в Сайсарском округе Якутска. В 2014 году офисы «Мои документы» открылись в улусах республики: Булунском, Ленском, Сунтарском, Нюрбинском, Жиганском, Эвено-Бытантайском, Нерюнгринском, Алданском, Амгинском, Горном, Олекминском, Намском, Усть-Алданском, Тааттинском, Томпонском, Оймяконском, Вилюйском, Верхневилюйском, в пос.Жатай, подразделения в г.Якутске, Майе Мегино-Кангаласского улуса, Мохсоголлоох Хангаласского улуса, Кобяйе Кобяйского улуса, Удачном и Айхале Мирнинского района. В планах 2015 года еще 7 подразделений в Усть-Янском, Усть-Майском, Мирнинском, п.Сангарах и др.

Источник: Сайт Государственного комитета юстиции РС(Я)

8 января 2015