Петр Шишигин

Член Международного исследовательского центра гендерной лингвистики


Встречу организовали члены интеллектуального пространства «i-GOLOVA» — http://vk.com/i_golova

Петр окончил Институт зарубежной филологии и регионоведения Северо-Восточного федерального университета, а впоследствии окончил магистратуру в Институте японского языка Нитиэй в городе Токио.  Сегодня он менеджер отдела продвижения инвестиционных проектов Агентства инвестиционного развития РС (Я).

VnskyenhI4E

Тема лекции была выбрана не случайно, так как через особенности построения системы образования в Японии можно познать всю уникальность и своеобразность этой загадочной страны.

Сегодня Япония — одна из самых технологически развитых стран мира. Для того, чтобы этого достичь, японцам понадобилось совсем немного – определенный промежуток времени и четкое соблюдение традиций в системе образования.

«История современного японского образования начинается  с реформы Мейдзи (1868-1912 гг.), а точнее с Токио. Токийский университет относится к императорскому ВУЗу, всего их в Японии три. Также императорские университеты есть в Осака и Киото».

Если образование в Японии претерпело несколько реформ, то воспитание опирается на многовековые  традиции «взращивания» (дословный перевод с японского), которое основывается на трех главных постулатах:

  • До 5 лет ребенок — «бог»
  • До 15 лет ребенок — «раб»
  • С 15 лет ребенок — «друг».

 «До 5 лет ребенок — «бог», ему позволяется абсолютно все в пределах разумного, с 5 до 15 лет начинается период, когда начинают ломать в ребенке «Я», чтобы возродилось «Мы».

Не смотря на строгость всей системы обучения и воспитания, японцы очень любят  детей.

«Очень хотелось бы, чтобы у нас внедрили такую практику, как «Дом Хатико». Это такие дома, где крепится изображение собаки в фуражке. И если туда  постучится ребенок, то взрослый не имеет право отказать и несет всю ответственность за него.  Это закреплено законодательно. Поэтому все дети в Японии знают, что если они заблудятся, то им надо идти к Хатико».

Основная задача японской педагогики – воспитать человека, который умеет слаженно работать в коллективе. Для жизни в японском обществе это необходимо.

«Япония в первую очередь – это коллективизм. Сначала «Мы», потом только «Я». Для нас это звучит очень жестоко. Мы хотим, чтобы наши дети отличались и были самыми лучшими. В Японии есть поговорка: «Торчащий гвоздь забивают». Самым страшным наказанием для японца является оказаться вне коллектива.

У нас очень распространено злиться на вещи или на обстоятельства. Если ребенок ударился об стул,  мы обвиняем стул. Переносим всю ответственность на предметы, которые нас окружают. В Японии, если ребенок упадет или что-то сломает, ему говорят: «Следи за собой. Только ты несешь ответственность за себя. Ни я, ни папа, ни сестра, только ты». Я не заостряю внимание на исключениях, так как исключения подтверждают  правила».

Обучение в школе длится 12 лет, из которых только 9 лет обязательные. Причем первые годы в школе уходят не на изучение письма и счета, а на обучение поведению в обществе. Это касается официальных поз и угла наклона при поклоне в зависимости от положения собеседника в обществе.

«В Японии любой жест,  любая поза всегда «читаются». Это является очень важной частью их культуры. Превозмогая собственное неудобство, ты превозносишь удобство другого человека. Это как читать воздух, то есть между строк. Люди, которые умеют «читать» воздух, высоко ценятся.

Кстати, в старшей школе уже можно наблюдать гендерные отличия в обучении мальчиков и девочек. Парни обязаны показывать высокие результаты, девушки нет. Это отличие сохраняется и в профессиональной деятельности. Женщины получают заработную плату на 25 % ниже, чем мужчины, на той же должности».

Итак, пройдя все круги строгого обучения в школе, японский подросток выбирает свой дальнейший профессиональный путь. Причем, опять здесь наблюдается четкая линия повиновения, когда подросток поступает в учебное заведение не по собственному желанию, а по учебным показателям. Тем не менее, бытует мнение, что система образования Японии ориентирована на формирование и воспитание исполнителей, послушных функционеров. Перекос в сторону группового сознания приводит к неумению самостоятельно мыслить. Но на это у лектора было свое мнение.

«Японцы поняли свой минус. И вот выпускники школ после многолетнего повиновения  во время профессионального обучения уже имеют право проявлять себя как личность. Их учат высказывать собственное мнение, искать собственное решение. Этому они учатся, посещая специализированные кружки по интересам. Это может быть журналистика, домоводство и др. Стоит отметить, что  работодатели оценивают студентов не по успеваемости, а по тому, как они работали  в коллективе. Так как кружок по интересам — это мини компания.

Я был очень удивлен, когда узнал, что в Японии высоко ценится образование в ССУЗе. В университеты идут только те, кто хочет посвятить себя науке».

Таким образом, можно сказать, что образование в Японии — это культ, поддерживаемый семьей, обществом и государством.

vqCPgK1WPig

«У них очень хорошо развита профориентация. Во время учебы они думают о том, как написать диплом, а находятся в постоянном поиске работодателя. Направляют свои резюме, участвуют в многочисленных ярмарках вакансий. Отличительной особенностью также является то, что, например, мы, люди с европейским образованием, живем  довольно спонтанно. Мы чаще всего распыляемся на очень многое. Мы можем знать все обо всем, но не в совершенстве. У японцев наоборот. Они могут не знать, сколько планет в солнечной системе,  но зато будут обладать глубокими познаниями, например, только в биологии.  Они очень сосредоточенно идут к одной цели, изучают один предмет. По статистике, среди нобелевских лауреатов по точным наукам больше всего именно японцев».

Автор: Роза Максимова

 

http://www.job.j-sen.jp/
onlinecasinoで稼ぐ.net
23 июня 2014