Ежедневно в СМИ появляются новости о преступлениях, связанных с несовершеннолетними. Дети становятся жертвами правонарушений, и сами совершают деяния, которые поражают своей жестокостью и цинизмом. Подобная информация зачастую вызывает чувство бессилия, осознание неразрешимости существующих проблем в воспитании детей. Причина такой реакции очевидна – вал негативной информации, констатирующей факты.

Трудно игнорировать обвинения в пропаганде насилия, все чаще звучащие в адрес журналистов со стороны политиков и представителей общественных организаций. Так ли уж безосновательны эти заявления? Возможно, вина отчасти лежит и на представителях масс-медиа. На фоне общей неблагополучной криминальной обстановки детская преступность вызывает повышенный интерес у массовой аудитории. Освещение журналистами подобных фактов гарантирует большой резонанс, следовательно, и рост рейтинга издания или канала. А информационных поводов становится все больше.

По данным Федеральной службы государственной статистики с января по октябрь 2014 года по всей России насчитывается 47 486 преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их участии. При этом наблюдается рост наиболее тяжких насильственных преступлений. Если раньше это был мелкий разбой, угон и драки, то сейчас чаще совершаются насильственные действия, суицид и умышленное причинение вреда здоровью.

закончено

В 2013 году численность подростков, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, в Якутии составило 1074 несовершеннолетних. А попали они на учет за девиантное поведение. Девиантным называют поведение, противоречащее социальным нормам, когда подросток нарушает закон или не следует правилам школы.

Анализ материалов популярной еженедельной газеты о социальной дезадаптированности подростков и их девиантном поведении показал, что с начала 2013 года до конца 2014 года опубликованы 72 материала на эти темы. Из них в аналитическом жанре написаны 2 работы: «Тюрьма для пятиклашки» — аналитическое  интервью о снижении уголовного порога до 12 лет, «Наркоманов начнут выявлять со школьной скамьи» — аналитическое интервью на основе закона, вступившего в силу 5 декабря 2013 года о тестировании школьников и студентов в целях выявления наркотической зависимости и предрасположенности к этому.

Материалы оценивались по общим критериям аналитического жанра: анализ факта или фактов, оценка, прогнозирование и рекомендация. Отсутствие одного пункта уже отсеивало материал из числа аналитических. В основном, публикации написаны в жанре корреспонденции, новостей, сводки за неделю и публицистического материала. События, связанные с девиантным поведением подростков, опубликованы практически в каждом номере. Резонансные случаи печатались несколько раз. Журналисты отслеживают «громкие» события от начала до окончания судебного процесса, таким образом выполняя контролирующую функцию. Однако, авторского мнения в публикациях не хватает, часто оценка события фигурирует в заголовках (например, «Озверели», «Малолетняя, трижды жертва», «Сбрендил. Школьник изрубил топором женщину и дочерей» и т.п.).

ЗАКОНЧЕН

Выбор следующей редакции может вызвать вопросы, ведь интернет-СМИ специализируются в новостных жанрах. А объектом контент-анализа являются аналитические материалы журналистов. Тем не менее, в крупном якутском информационном портале публикуются материалы любого жанра, редакция не ограничивается новостями и старается работать во всех направлениях.

Анализ показал: за два года опубликовано 36 материалов по теме социальной дезадаптированности и девиантного поведения. Из них ни одно не написано в аналитическом жанре. В основном, публикации были в жанре заметки и корреспонденции. Редакция не следит за ходом резонансных событий, публикуя только судебный приговор.

Несмотря на то, что информационное поле двух редакций одно: Республика Саха (Якутия) — представления о девиантном поведении несовершеннолетних у читателя складываются разные. В еженедельном печатном издании преобладают материалы о наркомании среди подростков и детей. (прим. если исключить слежение за судебным процессом по делу изнасилования девочки в 17 квартале, и взять лишь подборку по информационному поводу). А по версии новостного портала подростки чаще занимаются угоном автомобилей.

Объяснить столь пристальное внимание журналистов к преступлениям легко: людям нравится читать криминальную хронику, короткие заметки о происшествиях в городе или поселке, в котором они живут. Многие читатели предпочтут криминальную сводку за неделю, чем рубрику «Культура». Спрос, как говорится, рождает предложение: сейчас издается специализированная газета о криминале в Якутии. Чем же обусловлена тяга к негативной информации?

«Популярность криминальной хроники вызвана тем, что негатив – это всегда сильные эмоции. Они управляют нашим подсознанием, и дают нам знак действовать так или иначе. Если в жизни не хватает адреналина, человек находит его на страницах газет и эфирах телевидения. Но частота неосмысленных новостей негативного характера приводит к тому, что человек привыкает и блокирует негативную часть. То есть, мы начинаем воспринимать криминал как что-то необратимое и плохое, но не касающееся нас лично», – считает Наталья Прокопьева, заведующая кафедрой общей психологии СВФУ.

Получается, частота криминальных новостей приводит к свыканию к противоправному поведению. Складывается картина мира, в которой преступления не только взрослых, но и детей, становятся обычным явлением. Словосочетание «Эффект привыкания» используется в фармакологии и наркологии, под ним понимается потеря или ослабление ответной реакции организма. Именно этот процесс происходит сейчас в нашем обществе. Большое количество негативной информации приводит к обратной реакции – отпадет всякое желание открывать газету или включать телевизор.

закончен як

Тем не менее, журналистика всегда преследовала гуманистические цели. Имея возможность влиять на общественное мнение, журналисты стремятся благоприятно воздействовать на событие. Не зря СМИ именуют «четвертой властью». Вы, скорее всего, замечали, как подача события сказывается на вашем отношении к ситуации, описываемой в материале.

И чтобы вам было интересно читать и не жалко тратить деньги на покупку газеты, её содержание  должно пестрить разнообразием тем и жанров. Но, не все газеты являются качественными и могут отвечать высоким запросам аудитории. Почему газеты отказываются от освещения сложных и спорных проблем, ограничение цензурой или низкий уровень профессиональной подготовки журналистов?

«Аналитика есть во всяком материале. Может быть, она не такая явная, но в специально подобранных словах, в продуманном построении предложения есть оценка и анализ события, о котором говорится в материале. Да, и нельзя объять необъятное. Писать большие аналитические материалы на каждое событие невозможно, поэтому мы собираем несколько нашумевших дел и обращаемся к специалистам. И, время от времени в «Якутск вечернем» мы печатаем аналитические интервью с психологами и представителями правоохранительных органов. По-моему мнению, журналистика это прежде всего констатация факта. Мы не имеем права навязывать свои убеждения читателю. В этом плане, «ЯВ» держит нейтральную позицию, давая своей аудитории свободу мнения. Но, некоторые события, связанные с изнасилованием или педофилией, редакция может прокомментировать», — ответила Раиса Арзаева, корреспондент  «Якутск вечерний», стаж работы 10 лет.

газета якт

Информация — это товар, которую люди продают и покупают. У информации есть степени качества и срок годности. И читатель, как покупатель, имеет право требовать за свои деньги первосортный товар, который соответствует стандартам: объективность, точность и оперативность. Это необходимо, ведь СМИ помогают человеку ориентироваться в общественной жизни.  Журналистские материалы формируют представление о мире, а это оказывает большое влияние на нашу позицию, мнение и взгляд на вещи.  Журналист, как продавец,  должен не только подобрать интересный товар, но и уметь его обернуть в нужную упаковку, и функция «только информировать» не соответствует требованиям. В популярном новостном портале Якутии много комментариев о переизбытке негативной информации, а тираж еженедельной газеты за пару лет упал с 60000 тысяч до 40000 тысяч экземпляров.

Разумеется, проблема не исчезнет, если опубликовать пару-тройку аналитических материалов. Осознание, оценка ситуации и принятие решений складываются постепенно. Аналитическая журналистика моделирует мнение аудитории и привлекает внимание к проблеме. Так, почему бы не ввести правило освещения аналитикой трудных вопросов жизни детей и подростков, для того, чтобы взрослые могли найти ответ.

Сардана ПОЛИКАРПОВА

23 марта 2015