Второй год Республиканский центр развития дополнительного образования и детского движения проводит научно-практическую конференцию «Повышение эффективности и качества дополнительного образования детей» с целью обобщения опыта педагогов, занимающихся проектной, научно-исследовательской деятельностью, а также выявления и распространения лучших практик в сфере дополнительного образования детей республики.

В этом году в работе конференции приняли участие 38 педагогов с разных улусов и городов республики. Экспертизу работ проводили в качестве членов Экспертного Совета ведущие методисты высшей квалификационной категории Республиканского центра развития дополнительного образования и детского движения и победители Республиканского конкурса «Методист года 2014».

В научно-практическую конференцию руководитель образцового ансамбля «Одун» Пестерева Туяра Гаврильевна представила доклад «Проект создания сети детских этнокультурных центров кластерного типа в г. Якутске». Решением компетентного жюри работа Пестеревой Туяра Гаврильевны заняла 1 место в секции «Модернизация инфраструктуры дополнительного образования детей».

Представленный инновационный проект является масштабным, предусматривающим создание новой целостной инфраструктуры этнокультурного образования в системе дополнительного образования города. В данном проекте в процессе анализа по вопросам стратегического развития этнокультурного образования определены ключевые вызовы, проблемы, преимущества, а также сформулировано долгосрочное видение перспектив развития этнокультурного образования в ГО «город Якутск».

Проект создания этнокультурного центра опирается на анализе социокультурной ситуации, оценке инновационного потенциала образцового ансамбля «Одун», потенциальных точек роста и степени готовности педагогов ансамбля к изменениям в условиях новых вызовов к современной системе образования, к выполнению новых задач и требований.
Необходимость развития этнокультурного образования показывает сегодняшняя ситуация на Украине, Кавказе, Прибалтике и многих регионах мира. Когда между различными народами наблюдается противостояние на основе языкового, этнического, культурного, религиозного различия. Задача этнокультурного образования заключается в сближении разных народов на основе диалога культур. Как показывают опросы, население г. Якутска опасность возникновения межнациональных конфликтов ставит на третье место. Эта проблема с активизацией процессов глобализациии транспортной доступности республики только будет усугубляться. Учреждения образования, культуры и социум уже сегодня должны уделять проблемам развития этнокультурного образования пристальное внимание. В настоящее время в столице национальной республики, где проживают более 100 народов и народностей, нет целостной системы этнокультурного образования.

Разработке проекта предшествовала большая работа автора, проведенная в течение 7 лет. Проект разрабатывался целенаправленно, через проведение исследовательских работ, успешную реализацию авторской образовательной программы и различных локальных проектов. По настоящему проекту образцовый фольклорный ансамбль «Одун» является муниципальной творческой лабораторией управления образования Окружной администрации г. Якутска.

На подготовительном этапе проекта автором был проведен большой объем исследовательских работ по следующим тематикам:

  • Педагогическое исследование: «Культурное наследие и фольклор в адаптации социально незащищенных детей в обществе». Данная работа стала финалистом Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми «Нравственный подвиг учителя» за 2013 г. в номинации «Лучшее педагогическое исследование года». За данное исследование автор награждена 2014 г. грамотами Министерства образования и науки РФ, Русской православной церкви, Министерства образования РС (Я);
  • Предпроектная исследовательская работа «Анализ социокультурной среды городского округа «город Якутск».В данной работе исследованы и проанализированы социокультурная ситуация в округах г. Якутска, общественное мнение по приоритетам развития г. Якутска, политические ориентации жителей г. Якутска, межнациональные отношения, проблемы системы образования города.

В период 2009-2013г.г. были разработаны и успешно реализованы следующие авторские проекты:

  •  2009-2010 учебный год — совместный авторский проект ансамбля «Одун» и клуба «Кэнчээри» — «Наши дети – будущее нашей республики» (проект удостоен гранта Правительства РС (Я) в области молодежной политики за 2010 г.);
  •  2011–2012 учебный год — авторский проект ансамбля «Одун» с участием общеобразовательных школ №10 и №26 — «Талантливые дети» (проект удостоен гранта Правительства РС (Я) в области молодежной политики за 2011 г.);
  • 2012–2013 учебный год – авторский проект с участием общеобразовательных школ №18, №19 и №29 — «Сотрудничество во имя и ради детей» (проект удостоен гранта Президента РС (Я) в конкурсе проектов детских общественных объединений за 2013 г.).

При реализации указанных локальных проектов отрабатывались варианты и формы сотрудничества и взаимодействия ансамбля с семьями, школами и социумом, проходили апробацию современные методики и инновационные технологии по этнокультурному образованию.

С 2013 года автором специально под данный проект разрабатывается образовательно-методический комплекс для детского этнокультурного центра.

В состав образовательно-методического комплекса входят:

  •  Педагогическая исследовательская работа «Культурное наследие и фольклор в адаптации социально незащищенных детей в обществе»;
  •  Авторская комплексная образовательная программа «Путь к гармонии»;
  •  Комплексная система педагогического мониторинга;
  •  Пакет методических материалов к комплексной программе.

Проект создания сети этнокультурных центров за год с небольшим (декабрь 2013 — январь 2015 г.г.)был представлен на 7-ми научно-практических конференциях городского, республиканского и межрегионального уровней:

1. 09 декабря 2013 г. проект удостоен Диплома победителя городской конференции по этнопедагогике «Традиции предков – молодому поколению»;

2. 12 декабря 2013 г. проект награжден дипломом Лауреата республиканской научно-практической конференции «Педагогические проекты: инновации в дополнительном образовании», посвященной 95-летию государственной системы дополнительного образования детей РФ;

3. Декабрь 2013 г. выступление автора по проекту в межрегиональной видеоконференции «Содержание современного дополнительного образования: опыт, находки и перспективы»;

4. 20 января 2014 г. проект удостоен Диплома II степени Управления образования ГО «Город Якутск» в I муниципальном конкурсе методических разработок «Инновационные технологии как средство обеспечения качества образования» среди образовательных учреждений г. Якутска с присвоением статуса муниципальной творческой лаборатории по данному проекту;

5. Март 2014 г. проект удостоен Диплома победителя за 1 место в городских педагогических чтениях «Столичное образование: взгляд современного педагога»;

6. Май 2014 г. проект удостоен Диплома III степени в городской научно-практической конференции «Авдеевские чтения»;

7. Январь 2015 г. проект удостоен Диплома победителя за 1 место в республиканской научно – практической конференции «Повышение эффективности и качества дополнительного образования детей» в секции «Модернизация инфраструктуры дополнительного образования детей».

На проект и авторский образовательный комплекс в 2015 г. получены положительные отзывы Министерства образования РС (Я), Республиканского центра развития дополнительного образования и детского движения РС (Я) и управления образования ГО «город Якутск».

Потенциал проекта предполагает, что в ближайшие годы проект поднимет на новый уровень этнокультурное образование в г. Якутске, тем самым изменит социокультурный фон в столице многонациональной республики. Вместе с тем, главный результат который предполагает проект — это превращение человеческого потенциала в движущую силу развития города через формирование позитивной социокультурной среды конкретных городских округов.

Инновационный проект, включающий программу взаимосвязи и взаимодействия различных институтов общества в развитии этнокультурного образования, позволят организовать процесс воспитания и развития подрастающего поколения более профессионально и динамично, именно этого требует прогрессивный XXI век, и те жизненные обстоятельства, которым необходимы мощные, крепкие корни национальной культуры.

Туяра Пестерева в НПК 2 Туяра Пестерева в НПК 1

Дружный коллектив образцового детского фольклорного ансамбля «Одун» и клуба многодетных семей «Кэнчээри» поздравляет руководителя ансамбля Туяру Гаврильевну с победой в конкурсе и желает дальнейших успехов в благородном деле воспитания будущих поколений!

Образцовый детский фольклорный ансамбль «Одун» и клуб многодетных семей «Кэнчээри»

20 января 2015