И в этом не было бы ровным счетом ничего особенного, если бы не одно «но». Всего несколько дней назад Саша и представить себе не мог, что когда-нибудь будет выступать с музыкальным номером перед публикой и ловить на себе восхищенные взгляды, потому что с рождения Саша инвалид по слуху, или просто говоря – глухой…
Сегодня старательно вытесняются из широкого употребления термины-ярлыки, воспринимаемые как обозначение неполноценности человека. Нарушения в развитии ребенка не приговор, а необходимость изменения плана развития. Ребенок с особыми потребностями в образовании – требует особых образовательных программ. К таким детям необходимо подходить индивидуально, создавать им особые образовательные условия везде, будь то детский сад, школа, лагерь…

Главное — уметь слышать сердцем

С целью успешной социализации особенных детей наравне со здоровыми детьми в круглогодичном Центре отдыха и оздоровления детей «Сосновый бор» в 2014 году был запущен проект «Слышу сердцем». Проект был специально разработан для детей с особыми образовательными потребностями, которые имеют возможность круглогодично отдыхать и обучаться в Центре наравне со здоровыми сверстниками. Комплексная программа предполагает также творческие занятия и оздоровительные процедуры. Ребята занимаются в компьютерных классах, в творческих кружках, участвуют во всех культурных мероприятиях.
— Каждый ребенок, каким бы он ни был — это, прежде всего уникальная личность. И, несмотря на особенности развития, он имеет равные с другими детьми права. Мы делаем все возможное, чтобы дети чувствовали себя комфортно, были услышаны и стараемся делать их жизнь здесь разнообразной, — делится с нами Алексей ЮРЧЕНКО, координатор проекта, начальник отдела воспитания и дополнительного образования Центра отдыха и оздоровления детей «Сосновый бор».

— Инклюзивная площадка идет на пользу и здоровым детям: они становятся внимательнее, отзывчивее, доброжелательнее. Хотя времени нам дается совсем немного, мы стараемся этот период насытить по максимуму позитивной энергией, чтобы ее хватило надолго.
Первыми участниками проекта стали ребята из Республиканской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат I вида. На смену «Дорогою добра» приезжали отдыхать 12 «особенных» детей. У них был свой закрепленный вожатый – Иван СМЕТАНИН, опытный педагог и организатор детского отдыха.

IMG_4657
— За эти несколько дней смены (летние смены длятся 21 день, – примеч.автора) ребята успели хорошо освоить ударные инструменты и с радостью посетили все дополнительные занятия. Везде проявили активность, очень усердны и легко все схватывают, — рассказывает Иван СМЕТАНИН, вожатый проекта «Слышу сердцем».

Искусство и гармония творят чудо

Для успешной социализации особых ребят педагогами Центра были разработаны специальные дидактические материалы, продуманы специфические приемы. Например, при обучении игре на ударных инструментах педагог вместе с ребятами составлял схемы игры. Это ноу-хау учителя помогло ученикам почувствовать инструмент, а значит чуть больше узнать об окружающем мире.

IMG_3856
Свою маленькую, но такую важную победу ребята продемонстрировали на закрытии смены. Обычному человеку сложно даже представить, каково это не слыша звука, играть на музыкальном инструменте, кружиться в танце, когда твое тело скованно. Природное чутье, интуиция, благодаря которым мы и чувствуем музыку, стали ориентиром для выступающих в тот вечер. С помощью педагога они смогли услышать свой внутренний голос и показать свое особенное видение тихого мира…
Бурю эмоций вызвала еще одна нехитрая идея вожатых. Информационная доска «Рады знакомству» собрала контакты с фотографиями всех участников смены, позволив наладить связь с помощью мобильных устройств абсолютно всем.
— Было очень приятно видеть радостные глаза ребят, которые с особым трепетом и волнением спешили отвечать на каждые смс сообщения, которые отправляли ребята из других академий — говорит вожатый.
За время реализации проекта «Слышу сердцем» педагоги Центра «Сосновый бор» раскрыли для себя много нового, обходя трудности и решая задачи, о которых раньше не задумывались.

IMG_3841
Хочется в заключение сказать, что воспитывая и обучая особенных детей, мы познаем искусство, которое может совершенствоваться бесконечно. Воспитывая детей, мы не только учим, но и учимся. А глубоко в основании этого искусства лежит безусловная, бескорыстная любовь к ребенку и способность видеть в нем Человека.
— Мы хотим в будущем видеть своих воспитанников людьми, которые смогут чего-то достичь в жизни, и стремимся к тому, чтобы они не привыкали отделяться от обычных детей, учились полноценно участвовать в жизни общества, — резюмирует координатор проекта «Слышу сердцем» Алексей ЮРЧЕНКО.

Справка:

На Всероссийском конкурсе программ и методических материалов Федерального института развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации проект «Слышу сердцем» стал обладателем Диплома I степени в номинации «Лучшая программа работы с детьми с ОВЗ в условиях отдыха и оздоровления детей и молодежи в 2014 году».

Мария АРГУНОВА

16 июня 2015