В каждой общине был свой сказитель, имевший широкий репертуар и собиравший вокруг себя множество людей. Похожую практику можно было увидеть с 26 по 28 марта, в гостиной Дома дружбы народов им. А.Е.Кулаковского, где прошел республиканский фестиваль «Олонхо дойдутун о5отобун» («Дитя земли Олонхо»).

Основные цели фестиваля – сохранение традиционного исполнения олонхо, развитие исполнительного мастерства, популяризация и развитие детского творческого потенциала. В фестивале принимают участие дети самых разных возрастов, начиная с детсадовского, заканчивая предуниверситетским. Благодаря этому фестивалю выросло немало поколений молодых олонхосутов, всего выступило чуть больше 150 детей из 45 коллективов. Критериями оценки служили соответствие сказительной традиции, исполнительское мастерство и использование местного материала.

YANI0771

Якутский фольклор известен как уникальное явление в системе устного народного творчества народов мира. В этой системе ключевое место занимает олонхо – древнейшее эпическое искусство народа саха. В фестивале принимают участие юные сказители из самых разных уголков республики. Олонхо в сконцентрированном виде аккумулирует мифологические, нравственные, религиозные, морально-этические, экологические и эстетические представления якутов. Участники фестиваля по памяти могут исполнить отрывки из олонхо, изучают смысловое значение орнамента одежды персонажей, предпринимают попытку понять исторические судьбы населения родного края и воспевают красоту природы.

Зоя Григорьевна Сысолятина, одна из организаторов фестиваля, поделилась с нами некоторыми тонкостями эпического шедевра.

– Расскажите немного про фестиваль.

– На нашем фестивале выступало семнадцать коллективов, это более ста пятидесяти детей. Это еще дорога подвела, в этом году она скользкая, весна началась раньше, чем обычно, и из-за соображений безопасности некоторые участники не смогли добраться до нас. Мы проводим фестиваль каждый год, вот уже 18-ый раз. До этого мы тоже проводили его, но он не был включен в республиканский реестр. Первые 15 лет выступали только школьники, мы как-то не ожидали и не замечали присутствие участников более младших возрастов. Последние три года мы включаем дошколят в специальный первый день.

– Оказывается, все начинается с детского сада?
– Я сама поражаюсь, но, например, Шипелева Зоя Иннокентьевна из с. Бэйдэнэ Усть-Алданского улуса, руководит фольклорным ансамблем, в котором участвуют даже трехлетние сказители. Как можно учить ребенка, который только три года назад появился на свет? Конечно, это редчайший случай, своего рода феномен. Иванова Екатерина Петровна из с. Майя, тоже воспитывает самых юных олонхосутов, её ансамбль называется «Мичээр» – эти дети только в следующем году пойдут в школу, а их пение уже на хорошем таком уровне. Когда ребенок начинает интересоваться эпосом в школе, он этим не живет так, как живут этим те, которые начали увлекаться эпосом в детском саду.

YANI0798

– А какова география фестиваля в этом году?
– В этом году фестиваль охватил самые разные уголки республики: Нюрбу, Вилюйск, Сунтары, у нас даже есть ансамбли из Усть-Яны. Обычно всегда бывает 15 улусов-участников.

– У кого следует учиться, есть ли эталонные сказители олонхо среди ваших современников?

– Томская Дарья Андреевна, Соловьев Афанасий Егорович, Решетников Петр Егорович – последние из могикан, с которыми мне посчастливилось пообщаться. Восприятие олонхо у детей и стариков, на самом деле, одинаковое.

– На фестивале во второй и третий день дети выступали с устными отчетами. На какие темы любят размышлять юные докладчики?

– Очень много сравнительного анализа, где в одной плоскости якутский олонхо рассматривается, например, с алтайским эпосом. Многие задумываются про значения определенных явлений: что означают различные исчисления в олонхо и можно ли в них увидеть последовательность; значение облаков, что они предвещают своими цветами и формами, зачем они описаны именно в какой-то специфичной манере; что означают орнаменты в одеждах богатырей. Дети усиленно работают и много копают.

portrait_2

– А как молодые сказители выбирают отрывки для исполнения? Это навязывания руководителей или самовольный выбор?

– Для маленьких детей это понятно, они берут олонхо, например, Сергея Васильева и начинают распределять роли по образам, кто-то богатырь, кто-то абааhы, кто-то с верхнего мира. А вот с 6 класса они начинают выбирать сами.

вотвотс

– Наблюдается ли какая-нибудь тенденция касаемо выбора первых олонхо для изучения?
– Если раньше все начинали с ‘Дьырыбына Дьырылыатта’ Прокопия Ядрихинского, то сейчас у них выбор огромен. Интересно наблюдать, в этом году начинающие олонхосуты в большинстве своем исполняли ‘Элэс Боотур’ Петра Оготоева и всеми любимую классику ‘Ньургун Боотур’, в котором речь нельзя назвать таковой, она как журчащая музыка.

– Какие в нём есть группы персонажей?

– Безусловно, персонажи делятся на положительные и отрицательные существа из разных миров – Верхнего, где обитают божества, Среднего, где живем мы, и Нижнего, который служит приютом для темных враждебных сил. Иногда встречаются и зооморфные персонажи. Космогония олонхо выстроена в соответствии с религией Айыы. Вообще, фантазия у людей великолепная, каждый представляет чудовище абааhы как захочет, как он его понимает. Там описывается «С одной ногой, одним глазом, скачет, и из-под его копыт змеи разбредаются в разные стороны», а олонхосуты видят не такого абааhы, а своего. Сквозь призму и глубину воображения, каждый видит своего абааhы.

– Часто ли вы слушаете олонхо?

– Много, иногда мне даже говорят: «Ну вот, Зоя, ты опять так долго слушаешь олонхо!», а я сама не замечаю время, настолько олонхо гармоничен, он очищает и помогает. Его строки обволакивают душу и мысли, а потом эти прекрасные слова оберегают от всего, наверное, стоит признать, олонхо для меня как вера.

YANI0793

– Я прослушала все дни фестиваля, и в моем уголке случилась мысль, что все эти дети были словно художники и представляли свои полотна. Какими качествами должен обладать талантливый сказитель?

– Это театр одного актера, в которой большую роль играет интеллект и наличие выразительного голоса. Хороший олонхосут должен отличаться многогранностью – обладать актерским и певческим мастерством, исключительно сильной памятью, интересным внутренним темпераментом, даром импровизации и ораторским искусством. Он должен притягивать, его сказания должны литься как песня, от которой невозможно отвлечься, он будто бы говорит: «Ну-ка попробуй меня не слушать». Когда есть хороший исполнитель, слушатель всегда найдется.

– Какие есть традиции исполнения?

– Олонхосуты обязательно садятся на табуретку около камелька, огонь которого объединяет всех, все тянутся к теплу. Они занимают особое положение, которое меняют в зависимости от содержания, плавая по трем мирам. Традиции в манере исполнения, в первую очередь, касаются чередования голоса – есть речевые и поющиеся моменты. Речевая часть изобилует событиями и передается речитативом, а прямая речь персонажей – пением. Например, когда появляется богиня, сказитель должен петь в определенной манере, никак её не меняя, это ведь уже канон. Существа с Нижнего мира поются страшным голосом, а Кыыс Кыскыйдаан, помогающая брату, озвучивается звонко и игриво, в высоких и воздушных тонах поется только Верхний мир. У всех трех миров своя мелодика и песня. Любой слушатель уже по тональности речи знает, где какое существо.

– А что по части вспомогательных персонажей?
– Такие персонажи обычно проиллюстрированы в олонхо как быстроногие скороходы и птицы – коршуны или орлы, кони богатырей, белые журавли – все они помогают кому-нибудь из трех миров и озвучиваются соответственно. Мы не должны ничего менять в канонах, присутствующих у нас целыми столетиями, нельзя сказать: «Я хочу, чтобы абааhы пел так» и петь его неэмоционально, нейтральным голосом.

– Что можно сказать про жанры песни?
– Известный олонхосут У.Г.Нохсоров разделяет их на такие жанры: дэгэрэн ырыа (ритмичная песня как топот бегущих коней), дьаала ырыа (свободная песня), дьиэрэтии ырыа, кутуран (песня шаманов), cahылыйан (протяжное без кылысыаха), ордоотоон (громкое зычное пение).

YANI0770

– Существует ли феномен современного олонхо? Предпринимают ли люди попытки вдохнуть современность в неприкасаемый древнейший эпос?
– Хотят, но, как вы подметили, это будет уже не олонхо. Архаика не та, лучше сохранить память о том, что уже есть, а шедевров у нас много. Якут как появился на свет, так и начал сочинять олонхо. Современность не способна полностью понять мир олонхо, сегодня не многие знают об особенностях природных условий, достопримечательностями тех времен. Слушания проводятся с применением аудиовидеотехники, из-за этого вход в единое психологическое состояние кажется весьма трудным.

YANI0794

К олонхо можно относиться как к устной летописи народа саха, облаченному в мифологическое пространство трех миров. Благодаря героическим поэмам, многие научились рассуждать о жизни и борьбе между добром и злом, философствовать об истине слов, морали и национальной культуре. В них отражается мудрость ума, красноречие, сила воли и абстрактное мышление. На плечи подрастающего поколения лежит главная задача – изучить, сохранить и распространить дивный шедевр.
В библиотеке я нашла пару добротных статей про героев-трикстеров, которые служили медиаторами между Средним и Нижним миром – они даже имеют свою самостоятельную музыкальную характеристику. Вселенная олонхо расширилась в моем сознании от рассматривания интересных картинок из огромной 36000-строчной неподъемной книги до громоздких размышлений о сотворении трех миров и постепенного осознания разных красок жизни народа саха.

1 апреля 2015