Якутянка Николь Давыдова уже 7 лет проживает в Санкт- Петербурге. Окончив СПбГХПА им. А.Л. Штиглица по специальности искусствовед, отдала предпочтение фотографии. Снимает в стиле Art, Fashion и Antifashion, использует Canon 60D и маленький “полтинник” для портретов. Раньше как говорит сама девушка, она не скучала по родине, но в последнее время приезды становятся все интереснее и интереснее — молодежь начинает удивлять и развивать город, теперь и у неё появилось желание внести свою крупицу толка в общее дело.

— Что тебя подтолкнуло заниматься фотографией?

— На самом деле, если копаться, в моей биографии был довольно забавный момент в моем детстве: мы с родителями поехали на море, и дабы занять любопытное чадо, они дали мне в руки мыльницу, мол, «на, балуйся». Так я стала официальным фотографом сего путешествия. С тех пор я этим занималась каждый раз, когда мы ездили в отпуск.

— Расскажи о своих ощущениях от первых снимков? Показывала ли ты их кому-нибудь для оценки?

Первые снимки…тут скорее вопрос сводится к тому, что из всего отснятого на мой первый полупрофессиональный аппарат я считала снимками. Я была очень самокритична, и в чужой критике надобность отпадала как-то. Снимала преимущественно своих одноклассников, уже после школы и друзей по общаге, а оценка окружающих всегда как-то сама собой напрашивалась. Я скорее яростно докапывалась до «знающих людей» и просила мне объяснить, что такое вообще эта щелкающая коробочка и как в ней все работает.

 Я предпочитаю вести ненавязчивый диалог с человеком в кадре — так увеличивается вероятность честного снимка с неприкрытой эмоцией: будь то улыбка, смущение и даже упрямство или недовольство. В этом соль фото.

— В какой момент ты поняла, что твои работы могут приносить доход, что это переросло в нечто большее, чем просто увлечение? Помнишь ли ты свой первый заказ, который получила?

Это произошло, когда я училась на 3 курсе художественной академии. Дело в том, что я начала активно общаться с девочками с кафедры моды. Они знали, что я снимаю весьма не дурно, но исключительно портреты. Не долго думая, они предложили мне помочь им со съемками лукбуков для своих коллекций. Мне платили дизайнерскими вещами, и мой шкаф полнится разными странными одеяниями. Кто-то из студентов уже тогда занимался коммерческой стороной своего творчества. И у одних ребят был проект Black Karma (они делали футболки с принтами в стилистике дюреревских гравюр, и он не входил в рамки университетской деятельности. Честно говоря, они позвали меня как модель, чтобы отснять футболки. Но мы как-то заболтались и прониклись симпатией друг к другу. Так и начали вместе работать. Сейчас уже три года прошло, у них другой фотограф, но именно с ними я начала понимать, что значит работать в команде.

Есть ли человек, которого ты бы сильно хотела увидеть в объективе своей камеры? И есть ли в планах съемка мечты?

Для меня совершенно неважно, известный человек или нет, более того, я считаю, что почти каждый человек обладает неким своеобразием, которое можно отразить в кадре. Разумеется, моделей снимать легче, но это далеко не всегда интересно. Я предпочитаю вести ненавязчивый диалог с человеком в кадре — так увеличивается вероятность честного снимка с неприкрытой эмоцией — будь то улыбка, смущение и даже упрямство или недовольство. В этом соль фото. Что касается сотрудничества, разумеется, я мечтаю поработать за границей, как в Азии, так и в Европе, а может и за океан рвану. Такие журналы как Dazed& Confused, i-D Magazine, Numero, A Magazine, Interview действительно вдохновляют и манят меня, как свет манит мотылька. Хотя я однажды поспорила, что буду снимать для Esquire, и я намерена выиграть этот спор.
Есть ли в планах съемка мечты? Хм, просто заглядывайте переодически ко мне в сетях, авось застанете ее появление.

В моей профессии пока что успех обусловлен тем, что я пытаюсь, как бы это странно ни звучало, влюбиться в то, что я снимаю, хотя бы на время фотосессии.

Бывают ли  в твоей работе сложные ситуации?

Да, но я их обожаю! Они делают тебя стрессоустойчивее и гибче, и, как следствие, профессиональнее и креативнее.

Была ли у тебя ситуация, когда ты пожалела, что у тебя не было в руках камеры, и ты не успела заснять хороший кадр?

Такое происходило сплошь и рядом, пока не появился смартфон. Тут у меня даже маленькое сравнение есть: как правило, всю красоту запечатлеть все равно не удастся, но ты как бы ловишь кусочек настроения на память. Это как привезти камешек с моря. Казалось бы, камешек и камешек, а смотришь на него сквозь время и улыбаешься.

— Чего ты ждешь от этой профессии?

Неожиданностей!

— Как ты считаешь, что нужно для того, чтобы добиться успеха в этой профессии? 

У каждого свой подход, люди все делают по разному — одеваются, едят, излагают мысли, танцуют. Универсальной модели не существует. В моей профессии пока что успех обусловлен тем, что я пытаюсь, как бы это странно ни звучало, влюбиться в то, что я снимаю, хотя бы на время фотосессии.

— Зачастую за красивыми фотографиями ничего не стоит, снимки пустые. Можно ли научиться делать помимо красивых фотографий, умные фотографии?

Смотря, что подразумевать под пустотой и наполненностью. Вы можете сфотографировать пустую комнату и она будет наполнена пустотой. Фото — это всегда месседж, но они ведь тоже разные — «купи!», «подумай о вечном!», «возжелай!», «отвернись!», «не переходи дорогу на красный!» Может быть, конечно, эдакое «эрудированное» фото с какой-нибудь отсылкой на библейский сюжет или известного художника 20 века, но все мы понимаем, что эрудированность не тождественна уму. Мне сложно придумать умное фото. Мне кажется, гораздо больше важны эмоции зрителя от увиденного, которые в последствии могут быть подвержены анализу — все мы мыслим категориями «Мне очень нравится это …» или «это вызывает отвращение…». Но самое интересное начинается тогда, когда мы задаем себе вопрос «А почему мне это нравится, не нравится?», и если фото заставляет рефлексировать, скорее всего оно удалось. Поэтому пустотой в фото я скорее назову безэмоциональность. И как это ни печально, есть ряд коммерческих фотографов, страдающих ею. И тут невозможно не вспомнить строки: «Это связано жестко, Хоть в учебник впиши: Ожирение мозга. С дистрофией души».

Бездумно потреблять новую информацию, все равно, что есть все подряд — следите за своей информационной диетой, ешьте то, что подходит именно вам.

— Есть ли в Якутии хорошие фотографы, чьи работы ты можешь отметить?

Честно говоря, до недавнего времени я не особо следила за развитием фото в Якутии, потому что была убеждена, что в Якутске своя фото мафия или некая монополия — существует ряд коммерческих фотографов, которых просто не отличить друг от друга. Но в прошлый приезд на мастер-классе я увидела людей, которые действительно создают альтернативу этому, и я иногда заглядываю к ним, слежу как у них дела и радуюсь их росту!

— В Якутии никто не снимает и наверняка, не понимает, что такое  fashion-фотография. Ты бы хотела вернуться и развить здесь это направление в фотографии?

Разумеется да! Но пока подержу эти планы в секрете — чтоб не сглазить.

— Спасибо большое, Николь. Что бы ты рекомендовала начинающим фотографам и любителям?

Развивайтесь! Читайте книжки, смотрите фильмы, ходите на выставки, но всегда обращайте внимание на качество — бездумно потреблять новую информацию-все равно, что есть все подряд — следите за своей информационной диетой, ешьте то, что подходит именно вам. Больше ходите пешком, всегда меняя маршруты и общайтесь, причем желательно не только с ровесниками, но и с людьми других возрастов. Учитесь слышать и слушать глазами.

 

Фото из личного архива.

Аура Назарова
6 августа 2015