«Умный город» убедился, что производство ювелирной продукции во многом похоже на сказку «Гадкий утенок»: полуфабрикатные алмазы (хотя гадкими их, разумеется, не назовешь) в руках мастеров превращаются в восхитительные украшения, зачастую играющие роль судьбоносных подарков. О том, как происходят такие метаморфозы, читайте в подробном отчете о производстве бриллиантов и ювелирной продукции на заводах компании «ЭПЛ Даймонд».

1

«ЭПЛ Даймонд» — это, пожалуй, компания, не нуждающаяся в представлении. Основанная в 1994 году, она объединяет в себе собственное гранильное производство, собственное ювелирное производство и собственную сеть ювелирных магазинов. И если фирменные магазины ЭПЛ раскиданы по всей стране, то производство сосредоточено непосредственно в Якутске, и мы побывали на обоих заводах компании: гранильном и ювелирном.

Алмазогранильное производство

Стоит признать, процесс огранки алмазов весьма прозаичен, главное творчество, как ни крути, происходит в процессе ювелирного производства: при разработке дизайна украшения, отлива основы из драгоценного металла, закрепки бриллианта. Однако процесс превращения алмаза в бриллиант все же весьма впечатляет.

Первое, что обращает на себя внимание на гранильном заводе «ЭПЛ Даймонд», — громкий, неистово громкий звук телевизора в коридоре. Он объясняется просто: многим цехам, как правило, свойственен сильный производственный шум. Также сразу бросается в глаза то, что во многих цехах мастера работают в темноте при свете только настольных ламп или мониторов. Как нам объяснил главный технолог завода Гаврил Егорович Борисов, любезно согласившийся провести экскурсию, так удобнее мастерам, полумрак помогает сосредоточиться.

Итак, начнем экскурсию по цехам алмазогранильного завода – какие этапы обработки претерпевает алмаз перед тем, как стать бриллиантом.

Первый этап. Производственное исследование – в народе разметка

Само собой, многие алмазы, поступающие на завод, имеют свои дефекты, поэтому вначале необходимо их проанализировать, чем и занимаются специалисты этого отдела.

Камень завешивается, переводится в 3D-модель, и анализируются его внутренние дефекты, вычисляется бриллиант, который может быть получен в конце производства. Компьютер высчитывает, сколько веса потеряет камень. В конце этого этапа, как правило, пишется задание, выдается путевой лист – какой камень в итоге должен получиться.

Гаврил Егорович Борисов: «Конечно, мы всегда просчитываем коэффициент валютной эффективности – соотношение цены бриллианта и сырья, и действуем согласно его значению. Никакой алмаз не выкидывается, все дефекты вычищаются, на то и специалисты».

Второй этап. Распиливание.

Когда уже дано задание, начинается процесс обработки – с распиливания. Есть механический, есть лазерный способы распиливания камней, и оба способа применяются на заводе «ЭПЛ Даймонд», у каждого свои преимущества. Лазерный способ, разумеется, быстрее – все действия измеряются в минутах, когда как распиливание камня механическим способов требует часы. Но механический метод обработки хорош тем, что сохраняется температурный режим- то есть это более щадящий вариант, здесь алмаз распиливается с помощью с помощью куска меди обработанного алмазным порошком.

Третий этап. Обдирка.

На этом этапе камни оттачиваются, принимают круглую форму. Происходит это так: два полуфабриката друг об дружку прикрепляются в оправы с помощью клея, и они крутятся и трутся друг о друга. Затем более точно бриллиант доводят до конечного диаметра, конечно, вручную.

Четвертый этап. Съем массы

В цехе автоматов снимается вся лишняя масса с камня после того, как его закруглили.

x_6e2ff5c7

Пятый этап. Огранка

Можно сказать, что все описанные выше процессы – это лишь процессы подготовки камней, только потом они уже приходят в конечный цех, где происходит огранка камней – после чего они становятся бриллиантами.

После экскурсии по цехам мы не могли не задать Гаврилу Егоровичу Борисову, главному технологу, наболевшие вопросы – интересные всем, кто ничего не смыслит в бриллиантах.

— Все ваши камни путешествуют из цеха в цех, завернутые лишь в кусок бумаги. Более того, эти «конверты» с камнями горами лежат в каждом цехе, это не опасно?

— Ну, я ведь слежу за вами. А кроме меня – еще и камеры в каждом цехе. Ну и, конечно, у нас нет случайных людей, каждый осознает свою ответственность. Бывало, конечно, что камни терялись. Но это настоящее ЧП: над каждой дверью в цех у нас сигнальные лампы, при потере все двери блокируются, никто не сможет выйти и зайти. Когда я только начал работать здесь, потерял маленький бриллиантик, совсем миниатюрный. Думал, мы его никогда не найдем, — но нет, —  нашли, целым цехом искали, весь мусор подмели.

Одним словом, техника безопасности у нас уже давно продумана и работает безотказно.

— Понятно, но все-таки: насколько сложно сбыть крупный бриллиант на черном рынке?

— Насколько я знаю, это достаточно сложно сделать в России, в основном этим занимаются в Бельгии и в Израиле.

— А правда ли, что бриллиант «не убиваем»?

— В целом, бриллианту ничего не грозит – он, например, совсем не смачивается, но его можно раздавить при желании. Но все-таки главный враг бриллианта – жирные пальцы, это очень вредит блеску.

— Сколько камней проходит полный цикл на заводе в день? Или как много времени нужно, чтобы камень прошел полный цикл обработки?

— Количество конечного продукта зависит от партии алмазов. Как вы знаете, наш завод обеспечивает наше ювелирное производство, так что товароведы ставят нам задачу, сколько бриллиантов нужно сделать в месяц.

Один камень можно прогнать по всему циклу за несколько часов. Допустим, чисто теоретически — надо сделать срочно один камень, завтра придет очень важный покупатель, вот запустили, — и, в принципе, вечером можем получить бриллиант. Но у нас такого нет, потому что к нам камни приходят пакетами с энным количеством камней, каждый камень выдается под расписку, ведется строгий учет.

Так и не выудив у Гаврила Егоровича скандальных секретов производства (мы, конечно, не уверены, что таковые имеются), мы отправились туда, куда отправляются все бриллианты, – на ювелирный завод компании.

Ювелирное производство

На профессиональном сленге основа из драгоценного металла, на которую крепится бриллиант, называется каст. Очевидно, что изготовление украшения начинается с каста – но перед этим должны потрудиться дизайнеры.

Этап первый. Дизайн

Дизайнерам дается заявка на украшение: цвет металла, проба, и они рисуют 3D-модель на компьютере. Многие дизайнеры работают по принципу аутстаффинга: через интернет отправляют свои работы.

После этого такие макеты распечатываются на 3D-принтере, он заменяет пять очень хороших мастеров и работает безотказно: один такой принтер работает на заводе уже 8 лет в режиме «ни дня отдыха».

407A0301

Этап второй. Восковка

После печати макетов изделий с них снимаются резиновые формы, и внутрь них заливается специальный воск под давлением. Так мы получаем точный макет изделия из специального воска. Затем эта форма помещается в гипс, а после туда заливается металл.

Этап третий. Литейный цех

Как раз-таки здесь металл и льют, каждый день примерно по 3 кг золота.

407A0325

Этап четвертый. Промывка

Промывка изделий – это, пожалуй, самая забавная стадия обработки. В коробочках из-под «Доширака» хаотично лежат золотые украшения, ожидающие промывку, а рядом в специальном контейнере, похожем на бочку, «принимают ванну» несколько килограмм изделий.

Этап пятый. Гравировка

Логотип «ЭПЛ» на изделиях этого бренда – это неотъемлемый атрибут компании.

10885014_768250849909092_6883300337494289166_n

Этап шестой. Закрепка, монтировка, сборка

Финальный этап изготовления украшений – самый сложный, закрепка требует полной сосредоточенности, внимания и, главное, опыта.

Закрепщик просто зажимает камень, никакой тепловой обработки и прочего нет. Но сначала идет подгонка.

Наш «гид» по дебрям ювелирного завода – Анатолий Лукич Никифоров, руководитель ювелирного альянса, отмечает: «На клей никто не садит камни, только китайцы» (и называет крупную марку бриллиантового масс-маркета).

Таким образом, в день на заводе полный цикл проходит 700 грамм изделий, а это примерно 280 штук изделий.

В заключение, снова отметим, как много мужчин (а их на заводах «ЭПЛ Даймонд» абсолютное большинство) работает для того, чтобы порадовать женщин (как правило).

16 января 2015