Сфера деятельности

Туризм и пассажирские перевозки

Старт

2003 год

Бюджет

-

Сайт

Якутия — один из наиболее речных и озёрных регионов России. Об этом знает каждый, кто живет в республике. А еще каждый знает, что на территории матушки Якутии самая крупная судоходная река России Лена. Поэтому мы решили узнать, как вообще обстоят дела с судоходством в республике.

Когда я шла навстречу с гендиректором компании «Ленатурфлот» Евгением Бало, думала, что будет долгий и иногда нудный разговор о том, как все замечательно, только купите билет на «Демьян Бедный». Разговор же пошел немного в другом русле, как оказалось, о сложной истории речного транспорта Якутии можно говорить долго. И мне удалось узнать, с какими трудностями приходится сталкиваться для того, чтобы туристы смогли увидеть Ленские столбы, пассажиры добраться до труднодоступных мест, а жители севера получить продукты в срок.

Советский Союз, неприкаянные теплоходы и «Ленатурфлот»

Если рассказывать об истории создания компании «Ленатурфлот», то нужно сначала рассказать о том, что когда-то был Советский Союз, и были круизы по Лене от «Ленского пароходства». Все было хорошо. Вот в 1986 году Якутская Автономная Советская Республика, согласно госплану, получила современный австрийский теплоход «Демьян Бедный» с автоматическими дверьми, шикарным интерьером и комфортом, которые до этого времени были недоступными.

mehanikkulibin

 

Вот поставили задачу привлечь иностранных туристов, заключили контракты со многими зарубежными турфирмами. Наибольший объем туристов поставила крупнейшая туристическая компания Германии «Олимпия Райзен», которая вплоть до 2007 г. исправно сотрудничала с «Ленским пароходством».

Но потом Союз развалился, и все начали жить без советской власти так, как могли. А потом грянул кризис 1998 года, и все, как сказал Евгения Бало, накрылось медным тазом. О развитии судоходства можно было забыть вовсе. Кризис 1998 г. не оставил никаких шансов для ведения рентабельной эксплуатации круизных теплоходов.

До 2003 г. теплоходы «Демьян Бедный» и «Механик Кулибин» кочевали из отдела в отдел. Никакое структурное подразделение не хотело заниматься убыточным флотом. В 2003 г. руководство пароходства волевым решением создало дочернюю компанию «Ленатурфлот», чтобы эффективно эксплуатировать теплоходы, минимизировать убытки.

Впереди планеты всей, или новая жизнь теплоходов

Дела пошли лучше. Пусть и убыточно, но убытки не такие, как раньше. Техническая часть судов значительно улучшилась. О настоящем рассказывает Евгений Александрович.

lenskiestolby_08

 

– В 2010 году я вступил в должность гендиректора, и ситуация была печальная. Никто не знал настоящую ситуацию, например, в машинном отделении теплоходов. Политика «ЛОРПа» до 2010 года была такой – «мы вас выделили, вот и работайте». Но с 2010 года они начали помогать, благодаря этому мы смогли провести модернизацию «Демьяна Бедного». Поменяли двигатели, поставили другие, которые стоят на самых современных немецких пассажирских теплоходах. Говорю об этом не без гордости, на других теплоходах стоят китайские двигатели, но в надежности наших двигателей мы не сомневаемся. Кроме модернизации имеющихся судов, стояла задача повышения эффективности за счет увеличения количества судов. Все суда, которые были разбросаны, но принадлежали «ЛОРПу», объединили. Мы начали работать со всеми судами, но опять столкнулись с теми же самыми проблемами, решили модернизировать и эти суда,

То, что сегодня стоит на «Демьяне Бедном», нет ни на одном другом судне в России, где-то есть частично, но полностью так хорошо оборудован только наш «Демьян Бедный». Такая же политика по отношению к другим судам, там стоят современные двигатели последнего поколения.

Самолеты и пароходы, больницы и налоги

— «Ленатурфлот» осуществляет пассажирские перевозки по следующим направлениям: Якутск – Тикси – Якутск, Ленск – Витим, Олекминск – Ленск, Хандыга — Усть-Мая и Пеледуй — Усть-Кут. Общая протяжённость всех линий – 3500 км. Меня волнует один вопрос – это дешевле, чем на самолете или нет?

– Все зависит от линий. Наиболее эффективным передвижением на воде является передвижение на короткие линии. На более длинные лучше выбирать самолеты.

Но дело в том, что не везде самолеты летают. Возможно, цена поездки из Пеледуя до Усть-Кута и сопоставима с самолетом, но самолеты там не летают. То же и с направлением Ленск – Олекминск.

yakutsktiksi_04

 

Если раньше авиация была распространена, то сегодня этого нет. Но раньше и карта речных пассажирских перевозок была разветвлена. Сегодня мы перевозим в 10 раз меньше пассажиров, чем это было 20 лет назад. Причина в том, что раньше этим занималось государство, а сейчас это акционерные компании, находящийся под единой системой налогообложения и не имеющие никаких преференций.

Например, в Пеледуе нет больницы. И чтобы матери показать ребенка врачу, нужно выложить 15 тысяч. Показала врачу, получила рецепт, пролечила дома, но чтобы убедиться в том, что лечение закончено, нужно снова выложить 15 тысяч. Не факт, что все матери кинутся выкладывать такие деньги.

– Не факт, что такие деньги есть у каждой матери. 

– Да, это уже удар по здоровью населению. Теперь ситуация такая, мы являемся плательщиками НДС, и с этим ничего не поделаешь. Если «ЛОРП» перевозит грузы компаний, которые также являются налогоплательщиками, при взаимном выставлении НДС, НДС возвращается. У меня не груз, а физические лица, значит, НДС не возвращается. С каждого миллиона дохода грузовладелец платит налогов меньше раза в два, чем владелец пассажирского судна.

Получается, государство, экономя на содержании больницы, получает эффективные поступления в бюджет за счет того, что люди ездят в эту больницу. Этот вопрос можно решить расширением субсидирования. Ведь это большая проблема как для населения, так и для перевозчиков.

У меня недостаточно средств, чтобы сдерживать цены и содержать суда в хорошем состоянии. В год перевозится от 1 до 3 тысяч человек. Одно судно стоит 120 млн, и, представьте, если эту сумму разделить на эту тысячу человек, получается баснословная цифра.

Впереди планеты всей 2.0

– Может ли ваша компания посоревноваться с другими круизными и туристическими теплоходами?

– На сегодняшний день мы единственная компания за Уралом, которая имеет круизные суда – ни на Оби, ни на Иртыше, ни на Амуре и Енисее таких судов нет. Техническая часть: как я уже говорил, с «Демьяном Бедным» не сравнится ни одно судно в России.

lenskiestolby_04

 

Если говорить о комфортабельности, то «Демьян Бедный» может превзойти только одно судно – «Александр Грин». Это перестроенный теплоход по типу «Демьяна Бедного», на котором уменьшилась вместимость, зато увеличились каюты. Но теплоход выводили из эксплуатации на пару лет, мы такого себе позволить не можем, это во-первых, а, во-вторых, это подразумевает повышение тарифов почти вдвое. Если в Москве живет 10 миллионов, а в Питере 5 миллионов человек, там можно легко найти людей, готовых платить такие деньги, в Якутии такое сделать сложно, даже невозможно.

Что касается пассажирских перевозок, то на Дону, на Волге они уже вымерли. Автотранспорт давно вытеснил речные пассажирские перевозки. На Оби работают пассажирские перевозки на север, а в Ханты-Мансийске и на Амуре сохранились только потому, что нет дорог.

– Что же ждет судоходство в ближайшем будущем?

– Три года назад я обрисовал картину. За 20 лет судоходство износило свой ресурс. И тут два пути развития: либо мы дальше работаем, пытаясь сэкономить на всем, и все может закончиться плачевно, либо мы сейчас вкладываем деньги в развитие пассажирского флота. Начали развивать как-то, тут появились другие две перспективы: либо мы обанкротимся, потому что на плечи людей мы положить все расходы не можем, либо государство примет какие-то шаги по поддержке речного транспорта.

Фото из архива «Ленатурфлот»

http://mapion.co.jp/
www.rikon-ya.com/