Прежде, чем начать говорить о том, как открыть свой бизнес в агропромышленной сфере, представлю героя нашего материала. Михаил Павлов – генеральный директор ОАО «Сахабулт». Хотя Михаил Михайлович возглавляет предприятие только четвертый месяц, планы у него грандиозные. Еще бы, человек с огромным опытом работы в этой сфере. Михаил Павлов с 2011 года возглавлял ЗАО НАОК «Таба», которая занимается производством продукции оленеводства, в частности, выпуском биологически активных  добавок, косметической линии из пантов оленя, также материально-техническим обеспечением оленеводов.

407A7554

Павлов Михаил Михайлович родился 29 октября 1977 г. 

Образование: высшее
Окончил:

  • 1995 г. – ПТУ-2 по специальности электро-газосварщик, водитель В и С;
  • 2000 г. – ЯГСХА, экономический факультет «Экономист по специальности бухгалтерский учет и аудит»;
  • 2012 г. – РАГС «Российская академия государственной службы при Президенте РФ» по специальности «Управление развитием региона».

 

Опыт работы:

  • 2003-2008 гг. – председатель (исполнительный директор) СХПК «Эрэл»  Намского  улуса;
  • 2008-2009 гг. – председатель (исполнительный директор) РСХПСК «Сахаагропродукт», г. Якутск;
  • 2009-2011 гг. – руководитель департамента пищевой и перерабатывающей промышленности министерства сельского хозяйства РС(Я);
  • 2011-2014 гг. – генеральный директор ЗАО НАОК «Таба».
  • с 2014 — Генеральный Директор ОАО ФАПК «Сахабулт»

Награды:

  • Отличник сельского хозяйства  РС(Я), 2013 год.

О компании

Предприятие довольно-таки в возрасте. Сейчас нам 22 года. Предприятие объединяет кожевенное производство, меховое, обувное, скорняжный цех (пошив головных уборов, шуб, пальто), сувенирное производство и другие. Также продажа товаров для охоты: оружие, патроны, электронная связь, спецснаряжение (палатки, спальники, обмундирования охотников).

Кожевенному производству 85 лет. Раньше ведь как было – было несколько предприятий в том числе и кожевенное, по указу первого Президента Якутии все было объединено в одно предприятие. Также концерн – это и охотпользователь. Мы на сегодня самый большой охотник – у нас 22 Га охотугодий. Все, что находится на территории этих угодий закреплено за нашими охотниками. Наша работа – цикл производства: добыча меха, производство (включая выделку, сушку, химию), пошив, продажа готовой продукции. Получается замкнутый цикл. То есть мы не только скупаем и делаем, мы еще и сами добываем то, из чего шьем.

Предприятие довольно крупное, имеющее много производственных зданий. Но с финансовой точки зрения – это средний бизнес.

Было ли образование концерна требованием времени? Всегда, все, что делается на уровне руководства республики правильно. Никогда ничего не происходит просто так.

Объединяли же не просто так. Это нужно для наших товаропроизводителей, чтобы сбыть шкуры, которые безнадежно бысгнивали, тогда после выделки мы получаем обувную кожу, спилковую обувь – материал. И тут начинает работать обувной цех – 40 человек. Это все же взаимосвязано.

Это законы рынка

За последние десять лет многое было утрачено. Если в начале 90-ых на рынке работал и продавал продукцию только «Сахабулт», то сегодня, например, только оружейную продукцию продает более 20 предприятий. В этом направлении мы полностью проиграли, но мы его восстанавливаем. Или возьмем заготовку пушнины. Несколько лет назад полностью заготовкой пушнины занимался «Сахабулт». Сегодня мы занимаем 20% от рынка. Если занимали 100%, то сейчас 20%.

Есть проблемы и время показало, насколько быстро идет прогресс. Прогресс законодательной части, и это правильно. Ведь мы не можем говорить: все сдавайте пушнину «Сахабулту». Молодой предприниматель может купить, выделать и заниматься своим делом. Это нормальное явление. Надо было вовремя где-то пересмотреть направления. Где-то убавить, где-то прибавить, где-то не потерять.

Сегодня охотник точно знает, благодаря интернету, насколько соболь, им лично добытый, ценится, и сколько он стоит. Общественность знает – и это хорошо. Рынок диктует свои правила.

Говорят, что когда-то кожевенный завод тянул предприятие вниз. А сам концерн «Сахабулт» занимался тем, что все скупал и продавал, и хорошо жили. И менеджмент хороший был. Сегодня можно много спорить о том, стоит ли содержать все предприятия вместе – или их нужно разделить. Но я могу сказать только одно: каждое предприятие – прибыльное. Только нужно понимать, какую прибыль мы хотим получать.

Передо мной стоит много задач – вывести предприятие на рентабельный уровень, восстановить все производственные мощности. В кожевенном цехе, например, стоит итальянское оборудование, которому уже 20 лет, пришла пора модернизировать. Главная задача — стабилизировать деятельность компании.

Если мы хотим увидеть красивые головные уборы на любой вкус, нам нужно расширить ассортимент, а чтобы расширить ассортимент, надо заготовить сырье и подготовить рабочие места. Ведь не каждый по отдельности делает по одной шапке. Нет, кто-то кроит, кто-то делает подклады, если мы что-то хотим получить, значит, мы должны что-то изменить, где-то увеличить количество сотрудников, где-то уменьшить.

Успешный бизнес

Я учусь каждый день. До прихода на должность, я ничего не знал. Я был директором молокозавода «Эрэл» в Намцах. Я создал его с бумаги, сам писал устав. Помогал создавать «Сахаагропродукт».

407A7567

И успех в бизнесе зависит не от опыта, а от упорства. Надо рассчитывать, надо рисковать. Без риска ничего не добьешься. Но риск тоже должен быть оправдан. Не каждый на такое способен, все хотят гарантий. Поэтому мало что получается.

Любой бизнес перспективен. Надо понимать, что мы хотим от этого бизнеса. Сегодня от компании я хочу одного – рентабельности. Постоянной рентабельности, чтобы мы могли повысить зарплаты, что-то позволить приобрести для компании, какую-то модернизацию сделать, определенные социальные льготы для работников.

Есть понятие – новшество. И они должны постоянно входить в предприятие. Нет новшеств – все потухнет. Это доказано.

407A7571

Очень сложно открыть свой бизнес, сложность заключается в том, чтобы открыть бизнес – надо что-то иметь, что-то делать. Помещение надо, что-то нужно купить, нужно постоянно считать, и получить что-то надо в конце концов. По линии Министерства предпринимательства ведется работа, но важно понять, чего мы хотим. Мы говорим, что нет помощи, но она есть. Но она не такая, что тебе все преподнесли на блюдечке с голубой каемочкой, и уже сегодня ты можешь зарабатывать деньги. Нет, такого никогда не будет. И соответственно ассоциации возникают, что помощи нет. В бизнесе надо что-то свое положить. Где-то поработать, на автобусах поездить, пешком походить, помучаться надо. Сразу ничего не бывает. В производстве такого точно нет.

Молодежи надо помогать, давать помещение, надежду давать. Покажу на примере нашего предприятия. Мы стараемся охватить всех – от учебно-производственного комбината инвалидов, надомниц, индивидуальных предпринимателей до колоний. Мы даем сырье, даем материалы, устанавливаем расценки. Смотрят – расценки хорошие. Предлагаем брать надом, шить и приносить, мы за определенный вид работы расплачиваемся. Это хороший бизнес для тех, кто сидит дома, у кого не возможности купить машинку, они у нас есть – можем одолжить. Но я боюсь, что часть населения, не хотят этой помощи.

Опять же для предпринимателей. Мы предлагаем начинающим предпринимателям вкладываться в наш бизнес. Они смотрят алгоритм действий и решают для себя, устраивают их условия или нет. Мы готовы работать со всеми.

 

2 декабря 2014