Шаг 1
Что и почему продавать?

С появлением ребенка неважные вопросы стали очень важными. От качества продуктов до качества бытовой химии: что едим, что пьем, какими порошками стираем вещи, чистим сантехнику. Поиски безопасных, свободных от вредной нефтехимии моющих средств каждый раз приводили меня к интернет-магазинам экологичных моющих средств. Оказалось, что в каждом крупном городе России есть аналогичные онлайн-магазины, чего в Якутске еще не было. Зато были и есть люди, заботящиеся о здоровье своем и своих близких. Вот это и подтолкнуло к созданию нового бренда под добрым названием «Ecofriend».

Шаг 2
С чего начинать.

Как показывает практика, многие в Якутске работают «в тени», создавая альтернативные магазины в социальных сетях. Я решила взять на себя больше ответственности — зарегистрировалась как индивидуальный предприниматель, потому что людям безопаснее иметь дело с официальными лицами. После первых шагов я начала придумывать название магазина. «Ecofriend» — намеренное сокращение английского прилагательного «eco-friendly», что в переводе значит «дружественный по отношению к природе».

При создании сайта, как говорится, есть варианты «на любой кошелек». Есть множество вариантов. Например, можно заказать сайт с нуля, а можно купить уже готовый интернет-магазин. Есть интернет-магазины, продающие Интернет-магазины стоимостью от 15 тысяч и выше. Далее выбираешь хостинг — сервис, где будет размещаться сайт.

«Еcofriend» начал с аренды Интернет-магазина у крупнейшего разработчика продуктов электронной коммерции, а через полгода после стартапа выкупил его. Очень важно, чтобы сервер был «местным», ведь те, у кого только локальный ресурс, не смогут зайти на иногородний сайт.

Еще один вариант «дешево и сердито» — начать с социальных сетей. Создать группу, разместить фото с товаром, подключить всех друзей и знакомых, чтобы пригласили в группу как можно больше людей.

Шаг 3
Кадры.

Сейчас я выполняю все обязанности — как «театр одного актера»: и контент-менеджер, и продавец, и курьер, и бухгалтер одновременно. По опыту могу сказать, что одна из самых важных обязанностей — доставка товаров. При встрече с покупателем нужно оставить приятное впечатление, ответить на интересующие вопросы, проконсультировать при необходимости и сделать «мгновенный» маркетинговый анализ целевой аудитории, поэтому эту работу я доверяю только себе. В этом плане очень большой плюс, что город небольшой. На дорогу тратится не так много времени.

Справка:

Стандартный набор сотрудников интернет-магазинов включает продавца, контент-менеджера, курьера, бухгалтера и директора. Продавец занимается обработкой поступающих заказов, связывается с клиентами, отвечает на телефонные звонки, проверяет наличие товаров на складе. Контент-менеджер отвечает за наполнение сайта, то есть редактирует, обновляет каталог интернет-магазина, выкладывает тексты: информацию о магазине, статьи про соответствующие товары и т.д. Курьер — должность важная и ответственная. Это тот человек, которого видит ваш клиент. Учтите это при найме курьера.

Шаг 4
Продвижение.

Итак, товар закуплен, сайт наполнен, интернет-магазин готов к запуску. Нужно, чтобы люди узнали об открытии нового Интернет-магазина с эксклюзивными и доступными товарами. Наиболее эффективным инструментом является баннерная реклама. Баннер интернет-магазина хорош тем, что содержит гиперссылку — сразу направляет потенциального покупателя на сайт магазина. Как правило, популярные сайты имеют стартовые пакеты для начинающих. Чем популярнее сайт, тем выше цена.

Бюджетный вариант — те же самые социальные сети. Если позволяет бюджет, можно «разгуляться»: телевидение, билборды, растяжки, реклама в печатных изданиях. Но в зимнее время, конечно, уличная реклама не столь эффективна — людям некогда разглядывать обросшие инеем плакаты, они кутаются в шарф и спешат домой.

«Ecofriend» заказал стартовый пакет на ресурсе Ykt.Ru. После двух часов размещения баннера на форуме Ykt.Ru уже поступил первый заказ. Сразу после запуска создали группу в сети, постепенно появились аккаунты в Твиттере, Инстаграме, а также открыты заказы через Whatsapp.

Шаг 5
Ньюансы.

Интернет-магазины для нашего города по-прежнему в новизну, тогда как в крупных мегаполисах покупки в режиме он-лайн стали хорошей традицией. Для местного населения непривычно покупать товар, увидев только на картинке. Да и многие люди любят пощупать, понюхать, повертеть товар в руках, прежде чем купить его.

В таком случае есть два выхода: участвовать в специализированных выставках или открыть небольшой шоурум. Они дают отличную возможность онлайн-магазину представить товары для любителей тактильного шопинга. Постепенно у «Ecofriend» появился шоурум — небольшой стенд с товарами внутри другого магазина. Там же и находится пункт самовывоза, где клиент может забрать заказ самостоятельно. Шоурум, безусловно, повысил продажи, появились даже постоянные клиенты, которые покупают только в шоуруме, не регистрируясь на сайте.

В силу того, что нет железной дороги до Якутска, логистика тоже сложная. Это и дороговизна перевозок, и сезонные сложности. Я, например, столкнулась с такими нюансами, как «груз боится мороза» — косметика и бытовая химия не должны перевозиться в минусовой температуре, а это уже доплата. Вообще, бытовую химию возить дорого из-за веса, поэтому всегда выбираем не авиа, которые по срокам удобны, а ж/д перевозки. Если вовремя продумывать и заказывать (особенно в период закрытия переправы), то можно справиться и с логистикой.

Сахаяна Терехова
24 февраля 2014