Айсен Сутаков — студент 5 курса ИЗФиР «Северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова». Он провел почти 3 месяца в Америке, за это время побывал в трех разных американских городах. Айсен рассказал о красках американской жизни.

На мое счастье мне выпал шанс работать билингвалом* в языковой школе Миддлберийского колледжа Штата Вермонт (США). Об имеющейся вакансии я узнал от Ольги Башариной, доктора педагогических наук. Именно Ольга Карловна порекомендовала меня, благодаря ей я поехал в Миддлбери. Руководство школы искало человека, который активно участвовал в общественной жизни своего университета и имеет опыт работы в качестве вожатого. Также одним из главных условий было Российское гражданство.

Билингвал — человек, говорящий на двух языках

Миддлберийский колледж основан в 1800 году, это один из лучших гуманитарных вузов Америки. У них существуют 10 летних языковых школ. В этом году будет 11. В течение 2 месяцев там обучают русскому языку с нуля. Студенты в самом начале программы дают языковую клятву не говорить на родном языке, общение проходит исключительно на русском. Это же правило относится и к персоналу. Всего в школе было около 250 человек. Учащиеся летней школы — американцы от 17 до 60 лет. Нас, билингвалов, пятеро, включая жизнерадостную 80-летнюю бабушку водителя. А вся школа была на плечах 8-9 человек.

Я отправил свое резюме, и я подошел им, моей радости не было предела. И вот я полетел в Соединенные Штаты. По прилету в Бёрлингтон, я ожидал увидеть большие здания. Но ничего подобного и в помине не было — сплошные леса, а сам городок как деревня с населением 50 тысяч человек. Глядя на небольшое здание, я не сразу понял, что это и есть терминал. Открыв дверь в это здание, мне показалось, что я в ресторане: все вокруг что-то ели и пили.

После мы поехали в школу, где меня заселили в общежитие. Сразу скажу, что заселился я первым, и некоторое время жил в полном одиночестве. Здание общежития построено в начале XIX века. Первая мысль была о привидениях, блуждают ли они по коридорам такого старого дома. Так что поначалу было довольно жутковато, но спустя пару дней мне даже понравилось жить в безлюдном здании в три этажа.

Удивило, что американцы едят по-простому.  Например, могут взять только овощи и довольствоваться только ими. Заметил, что они все зациклены на правильном питании. На выбор нам предлагали кремовые супы, стейки и фрукты с овощами, хот-доги, гамбургеры и другое. Лично я не ел супы, они были такие невкусные.

В мои функции как билингвала входило регулирование административных проблем школы. Мы были как посредники между администрацией и студентами. Мы всегда были со студентами: сопровождали их, оказывали им различную помощь. Например, кому что потребуется купить или открыть свой клуб, движение. Также как вожатые мы наблюдали за работой школы. Если выявляли какие-нибудь проблемы, мы могли вносить свои предложения по их решению.

Мой день начинался в 6:30 утра и заканчивался поздней ночью. В школе я устраивал разные мероприятия: веревочные курсы, веселые старты, карнавал, дискотеки, представления со студентами, фотовыставку, лекции по географии России и много еще чего. Кстати, я заметил, что у них разрешено распитие спиртных напитков, но не выше 16 градусов.

Живя среди американцев, я на себе ощутил их менталитет. Например, все ребята очень открыты в общении. Я ни разу не чувствовал искусственности в общении, никаких рисованных улыбок, как принято думать об американцах. Эти ребята — максималисты, победители по духу. Капиталистическое общество выработало в них умение вести здоровую конкуренцию. Они поддерживают друг друга. Например, в плане учебы. Во время подготовки к контрольным они собираются все вместе, потому что понимают, что это все сложно. Я практически не видел, чтобы учились по одному. Или другой пример, когда они играют в футбол. Были грубые моменты, чуть ли до драк не доходило. При этом по окончанию матча весь пыл игры исчезает. И потом это все вспоминается с улыбкой.

Меня удивили взаимоотношения администрации и студентов. Создается впечатление, что они на равных. Директор школы дает указания, но в основном студент должен выдвигать предложения, и тот, в свою очередь, поддерживает любые интересные идеи. В летней школе Миддлбери предлагаемый проект не обсуждается. Я слышал лишь: «Хорошо, делай. Посмотрим на результаты!».

Летняя школа была для меня прекрасной площадкой, где даются все возможности для реализации любых моих фантазий. Я делал все, что хотел. Главное – сказать, что тебе нужно, и буквально на следующий день я уже имел это.

IMG_3771

В этой школе учатся очень крутые ребята. Из студентов, которых я запомнил, была одна девушка Настя, она американка с сербскими корнями. Когда она приехала в школу, она не говорила по-русски. Но за 2 месяца пребывания в школе она продвинулась с первого на пятый уровень владения языком. «Как?» — спросите вы. Она много читала.  Еще была девушка по имени Абра Катц, она закончила Вашингтонский университет. Ей около 24 лет. Она свободно говорит на русском. Она год училась по программе обмена в Иркутске и некоторое время жила в Москве. Мы с ней сдружились, и она меня пригласила  к себе в гости в Вашингтон.

В день закрытия школы я поехал в Нью-Йорк, а через пару дней в Вашингтон. В Нью-Йорк я поехал, чтобы осуществить свою детскую мечту. Самым неприятным впечатлением этой поездки стало американское метро. Это просто ужас. Сразу скажу, что московское метро — самая шикарная подземка, которую я видел. В Америке поезд приходится ждать минимум 5 минут. Однажды я стоял в его ожидании полчаса. А еще я попадал в пробки, вы только представьте! Схемы путей поездов непонятны с первого взгляда. Я бродил в метро добрых полдня: делал несколько пересадок, но никак не мог найти свою станцию. Для меня стало открытием, что в Нью-Йорском метро мало, где есть эскалатор. Только лишь небольшие лестничные пролеты и лифты, в некоторых из которых жили бездомные.

Кстати, американское общество настолько мультикультурное, что я больше видел там китайцев, латиноамериканцев, ребят из Африки

Самое главное — я побывал в национальном музее естественной истории! Мечта детства исполнилась! Все было шикарно. Меня удивило, что там были стенды про якутов под названием «Северные тюрки в России».

Museum-of-Natural-History-900x705

Затем я отправился в Вашингтон. Еще до приезда, полагаясь на отзывы, я забронировал номер в хостеле. Оказалось, что я выбрал очень опасный район. Из рассказов моих знакомых я помню, что в темное время суток в центре города не стоит ходить. Все живут на окраине, приезжают в центр лишь на работу и уезжают обратно. Как начинаются сумерки, никого не увидишь блуждающим на улице, за исключением тех, кто промышляет разбоями. А темнеет там в 7 вечера. На мое счастье я поселился у подруг Абры, которые жили в хороших апартаментах в спокойном районе.

Кстати, о правопорядке в Америке. Полицейские в Америке совершенно другие — пафосные ребята! Обязательно с жвачкой и темными очками, как в американских фильмах. Их очень много. Мне довелось общаться с одним из блюстителей порядка, когда не мог добраться до своей станции. Полисмэн  достал блокнот, ручку и подробно расписал, куда мне идти. Затем он вежливо все объяснил мне на словах.

wpid-wQCmuid1fDc

За два с половиной месяца моего пребывания в Штатах я узнал Америку, какова жизнь там. Америка настолько разная. Я был в Миддлбери, Нью-Йорке и Вагшингтоне. Миддлбери — это деревня, райское место с одной центральной улицей. Потом я поехал в Нью-Йорк. Я нигде в мире не видел такой роскоши! Мои глаза разбегались! Я был в разных больших городах. Но там нет такого, что есть в Америке! Манхэттен — это нечто. Сразу видно, кому повезло в этой жизни, а кому нет: успешные люди хорошо выглядят, от них вкусно пахнет.

Но Америка — это не только роскошь. Я жил в Бруклине. И видел грань между богатыми и бедными. Там очень много бездомных и сумасшедших людей, которые кричат, пристают к тебе и норовят обмануть тебя.

Поездка в Соединенные Штаты Америки оставила в моей памяти тысячи самых разных впечатлений. Но куда бы я ни уехал, все равно, родная земля всегда будет тянуть меня обратно. Свое будущее я связываю только с Якутией.

26 января 2015