Зал был полон. Зрители, как мне показалось, волновались не меньше чем молодые артисты, которым предстоит преодолеть расстояние, разделяющее два столетия.

1521324_629135463857997_4735113720176985871_n

Старшее поколение зрителей помнит спектакль 20 века, где блестяще играли Ефим Степанов в роли Лира, Иннокентий Луковцев – шута, Симон Федотов — Глостера, Герасим Васильев — Кента, Лена Сергеева-Румянцева — Регану, Матрена Корнилова – Гонерильи, Ира Никифорова – Корделии. Невольно приходится сравнивать нынешнюю игру с той прославленной, которая удостоилась Государственной наградой РФ.

Все три часа спектакля прошли на одном дыхании. Сценография Геннадя Сотникова и костюмы Лены Гоголевой не изменены, и режиссер тот же Андрей Борисов. Кроме Короля Лира – Ефима Степанова и глашатая – Куприяна Михайлова все роли исполняют другие актеры. Зрители метко следили за игрой молодых актеров: Гонерелью – Ильяну Павлову, Регану – Жанну Ксенофонтову, Корделию – Айту Лавернову, Игоря Говорова — шута Көрдөөх Көкөт, Александра Борисова – Эдмунда, Валентина Макарова – Эдгара. Конечно, сама молодость оправдывала молодых, еще не прошедших огонь и воду актеров. В их игре ощутимо не хватало уверенности, что приходит со временем и приобретением мастерства. Но зрителей огорчило «отсутствие» шута. Шут, как и король, основное действующее лицо трагедии.

Ведь его роль является основным связующим звеном происходящего и зрителей. Но таких ярких красок игры, как Луковцева, молодому актеру пока не удалось найти. Может, режиссер сам захотел притеснить роль шута в контексте нынешнего времени. А актеров среднего поколения Иннокентия Дакаярова в роли Глостера, Петра Садовникова – Кента, Иннокентия Луковцева – Освальда было интересно наблюдать и сравнивать в мастерстве с выдающими предшественниками. Как ни странно, в такой крошечной роли Освальда выделился Иннокентий Луковцев, который трижды сорвал аплодисменты зрителей. Хотелось сказать, что Луковцева зрители узнают по роли шута, но актер обогатил новую роль замечательными деталями в отличие от предыдущего исполнителя, что его хитрый и коварный Освальд выделялся манерностью, живой игрой, порой и остроумием.

Как будто и не прошли восемнадцать лет. Король все тот же. Властный, энергичный, прыгающий… Игра Ефима Степанова очаровала зрителей. С каким упоением слушал он слова Лира (Шекспира) на родном якутском! Король хоть и прежний, но в его исполнении добавились штрихи времени. Чувствуется нарастающая тревога и нервность времени. Что значит мастерство. Мастер, как индикатор, лучше улавливает атмосферу и нынешнее время. Король сегодня выглядит еще искренним, еще правдивым и честным. Браво Король! Браво Ефим Степанов!

1655860_629109100527300_805562381887080955_n

Автор: Надежда Осипова.

Фото: Алексей Амбросьев

2 февраля 2015