16 апреля Национальный художественный музей РС(Я) в содружестве с Британским музеем, открыл уникальную выставку «Путешествие длиною в век». Событие вызвало большой интерес у общества – всем не терпелось взглянуть на таинственный экспонат, который чудесным образом пережил множество десятков лет, находясь так далеко от исторической родины.

original

Исследователи Абердинского Университета и вышеупомянутый Британский Музей доставили из Туманного Альбиона старинную композицию, выполненную из бивня мамонта в середине 19 века. Работа «Ысыах» является одним из самых ранних изображений летнего праздника, который представляет собой древний ритуал, способный мощнейшим образом сплотить народ саха в порывах возрождения культуры и наследия. Композиция была вывезена за границу купцом, меценатом Гаврилом Павловым, в 1867 году она оказалась на Всемирной выставке в Париже и была приобретена Британским музеем в лице Аугустуса Фрэнкса и с тех пор находилась под должным присмотром в коллекции музея.

YANI0913

Годами позже директор НХМ Ася Львовна Габышева наткнулась на книгу доктора исторических наук Семена Горохова «Композиция «Ысыах» в коллекции Британского музея» и поставила себе цель привезти экспонат в Якутию. Команда исследователей работала над проектом много лет. Идея предстала осуществимой, когда проект выиграл грант Совета по Исследованиям в Области Искусства и Гуманитарных Наук Великобритании (AHRC). Это первый опыт, когда западный музей предоставил экспонат коренной группе народов Сибири на временную выставку.

После церемонии разрезания красной ленты, все немедленно ринулись к только открывающимся дверям экспозиционного зала, в тёмном конце коридора всех терпеливо поджидал яркий белый свет специальной климатической витрины – люди обгоняли друг друга в забавной быстрой ходьбе, дабы одними из первых тщательно разглядеть культурное наследие Якутии, и словно боясь, что работа скоро исчезнет сквозь песочные часы. Восхищенная аудитория не скупилась на похвалу и бесконечно ахала, работа косторезного мастера – настоящее загляденье. Учитывая полуторавековую биографию и то, что подобные работы смежной давности не сохранились на территории республики, зритель невольно надевает на себя плащ детектива и начинает прокручивать в голове правдоподобные сюжеты возникновения композиции.

YANI0859

Первое, что приковало мой взгляд – присутствие четырех загадочных точек: одна из них, вероятно, была предназначена фигуре наблюдателя, в её корнях виднелись ступни, а что выпало у других трёх точек – неизвестно, может быть, дерево, а может и что-то иное. Искусствовед Екатерина Романова приметила пространство для ритуальных прыжков с двенадцатью маленькими метками и то, что в обряде кумысопытия принимают участие только мужчины – работа четко разделена гендерно на мужскую и женскую половину.

YANI0921 copy

Промаячив час у исторического сокровища и вдоволь наглядевшись великолепных деталей, я узнала несколько интересных нюансов путей прочтения художественного объекта и наконец предположила, под каким углом затевался просмотр запечатленного момента художником. Затем меня терзали очевидные вопросы «Кто является автором сия?», «Была ли работа сделана по заказу или это впечатление-оммаж священному празднику якутов?», «Есть ли продолжение у композиции? Если да, то сколько в ней всего частей?».

00459320_001_JPG - копия

 

YANI0871

На данный момент у всех схожие мнения, кто видит в работе стилистику конкретного течения художников-косторезов, кто склоняется к иностранности композиции, призывая обратить внимание на адаптированность некоторых деталей под европейского зрителя. Ученым, исследователям, историкам, художникам предстоит собраться в попытке понять природу экспоната и выявить имя творца.

YANI0876

Исследователи Абердинского Университета, Татьяна Аргунова−Лоу и Алисон Браун отмечают: «Коренные народы во многих частях мира отмечают, что связь с историческими артефактами помогает возрождению культурных традиций, которые находились под запретом и не поощрялись. Привезенная на временную экспозицию в Якутию композиция позволит народу саха еще раз взглянуть сквозь столетия на свои богатые традиции. Эта модель будет ценным материалом для более углубленного исследования якутского косторезного искусства XIXвека».

YANI0893

Выставка продлится до сентября и, в дополнение к основному экспонату, изобилует творениями известных мастеров-косторезов, скульпторов, графиков, а также традиционными предметами из обрядов народа саха.

21 апреля 2015